Внимание
боксера должно быть сосредоточено не на одном своем действии, а на действиях
противника, умении их разгадать и опередить, контролировать свои действия и их
развивать, проверять эффективность. Юным боксерам часто не под силу надолго
сосредоточивать внимание на задании, они отвлекаются и делают то, что им более
интересно. Тренер должен найти причину невнимательности, изучить характер и тип
нервной деятельности ученика. Например, повышенная возбудимость часто приводит к
тому, что юный боксер не может внимательно выслушать объяснения тренера или ему
становится скучно изучать технику бокса без партнера. Случается, что оба
партнера получили задание на проработку какого-нибудь приема; из-за плохо
усвоенных защитных действий один из них получает удар, который расценивает как
умышленный поступок партнера. Забыв о задании, он сам старается нанести удар, и
учебный бой переходит в драку.
Для
развития внимания у боксеров тренер должен прежде всего требовать дисциплины при
выполнении заданий, интересно проводить занятия, каждый элемент, будь он легким
или трудным, преподносить с душой, пробужая к нему интерес, уметь убедить
ученика в том, что выполнение задания важно для дальнейшего совершенствования
спортивного мастерства, успехи и ошибки вовремя подмечать и реагировать на ник.
Подростки, имеющие малый боевой опыт, менее наблюдательны и внимательны, чем
взрослые. Они схватывают общие черты и контуры движений и только с опытом
начинают более тонко различать то, что раньше не замечали. Цель преподавателя в
данном случае — научить боксера концентрированно наблюдать за противником, для
чего пробудить у него интерес к тому или иному действию, ведению боя на
определенной дистанции и т. д. Важными факторами, возбуждающими интерес,
являются правильный подбор партнеров для совместного обучения, хорошо
оборудованный зал, эмоциональное, творческое проведение занятий.
У
подростков воля развита гораздо меньше, чем у взрослых. При занятиях боксом
положительное влияние на воспитание воли имеет не только борьба с соперником, но
и строгая дисциплина, спортивный режим, убеждения, аккуратность и активность,
чувство уверенности. Учитывая неустойчивость волевых качеств, тренеру не следует
предъявлять требования, к которым юные боксеры не готовы. Чрезмерно высокие
требования вынуждают перенапрягаться, очень вредны для растущего организма.
Тренер
должен как бы дирижировать воспитанием воли. Если он будет часто предлагать
ученику партнеров, которые превосходят его своим мастерством, ученик потеряет
уверенность в своих силах. Наоборот, постоянные учебные бои с более слабым
партнером могут воспитать уверенность, но она может оказаться временной, если на
соревнованиях боксер неоднократно потерпит неудачу. Правильно чередующиеся
учебные бои с более сильными и более слабыми партнерами помогают воспитывать
волю юного боксера.
Необходимо систематически воспитывать уверенность, основанную на высокой
технической, тактической и физической подготовке. Чем лучше подготовлен боксер,
тем сильнее у него чувство разумной уверенности.
Немалую
роль в воспитании юного боксера играют его побуждения к занятиям этим видом
спорта. Для создания устойчивого желания заниматься боксом надо преодолеть ряд
внешних и внутренних препятствий. Боязнь получить удар вызывает сильные
психические и физические напряжения. Да и зрелищно бокс выглядит как «жестокий»,
на который не каждый решится, не всегда дадут согласие родители. Поэтому
заниматься этим видом спорта может только смелый и решительный юноша.
Исходя из
побуждений спортивной деятельности, можно выделить три основных вида
направленности личности: коллективистская, личная и деловая. Коллективистская
направленность характеризуется преобладанием интересов коллектива, общества,
товарищей. Личная предусматривает стремление к личному успеху, престижу, личному
первенству. Деловая направленность характерна увлечением деятельностью,
творчеством, бескорыстием, стремлением к победе как познанию.
Спортсмены, у которых преобладает личная направленность побуждений к занятиям
боксом, как правило, некритичны к себе и очень требовательны к другим. Иногда
они проявляют высокую общественную активность, но в основе ее сугубо личные, а
не общественные интересы.
Мотивы
побуждений не постоянны, с возрастом, под влиянием воспитания, они могут
изменяться. Интерес к занятиям рождается у юноши только тогда, когда он
чувствует, что овладевает навыками, успешно выступает в соревнованиях. Но в
учении много и неинтересного, требующего усилий. Глубокие побуждения помогают
преодолевать трудности, совершать усилия, формируют интерес к труду. Но если
усилия, которых требует учение, становятся чрезмерными, они могут убить и
интерес.
Преподаватель (тренер) должен использовать побуждения для повышения активности,
настойчивости и помочь приобрести высокие, благородные мотивы занятия спортом.
У каждого
человека в процессе работы формируется самооценка ее результатов, которая далеко
не всегда соответствует реальным достижениям и возможностям. Одни юноши себя
переоценивают, другие недооценивают; как следствие — чувствуют себя уверенно или
неуверенно. Тем, кто переоценивает себя, справедливая и объективная оценка
тренера покажется несправедливой, что вызовет отрицательное эмоциональное
состояние и может нарушить контакт с тренером. Следует влиять на формирование
самооценки у юного спортсмена, воспитывать у него правильное отношение к себе.
Поэтому важно знать, чем определяется то или иное отношение юноши к успеху или
неуспеху, его реакцию на трудности, которые он не смог преодолеть.