При
помощи оксигемографа определяют исходную насыщенность артериальной крови
кислородом и изменения этого показателя во время упражнений и в
восстановительном периоде, что характеризует деятельность дыхательной и
кровеносной систем. Этот сложный метод, требующий специальной подготовки и
строгого выполнения правил его проведения, может дать нужные данные при изучении
проблем тренировки.
Интересные данные могут быть получены и при химическом анализе состава крови
(до, во время и после упражнений).
Исследование выделений. Изучение состава мочи, слюны, пота и других выделений
может дать некоторые данные о сдвигах в организме при физических нагрузках. В
практике научной работы по исследованию проблем тренировки чаще применяется
исследование мочи, состав которой значительно изменяется при больших физических
нагрузках.
Исследование функциональных свойств мышц. Методы, применяемые для исследования
сдвигов в функциональных свойствах мышц, можно разделить на следующие группы:
измерение
силы и динамики сокращений;
определение механических свойств мышц;
исследование биохимических изменений в мышцах;
изучение
сдвигов в системе иннервации мышц.
Измерение
силы и динамики сокращений проводится различными динамометрическими
устройствами.
Основным
методом измерения механических свойств мышц является миотонометрия. Миотонометр
(аппарат дозированной массы — 150-300 г) упирают штифтом в мышцу, чтобы он давил
на нее. Мышца прогибается. Глубина «погружения» штифта зависит от вязкости и
тонуса мышцы. Обычно измерения делаются дважды — при полностью расслабленной
мышце и при ее максимальном напряжении. При обработке данных учитывают
показатели тонуса напряженной и расслабленной мышцы и разницу между ними.
Наиболее
точны и удобны в работе электромиотонометры.
Изучение
сдвигов в системе инпориации мышц даст характеристику не столько их
функциональных возможностей, сколько деятельности нервной системы. При помощи
осциллографов регистрируется система биотоков в мышцах. Этот метод позволяет не
только изучить сдвиги в деятельности центральной нервной системы, но и
определить внутреннюю структуру движения, найти качественную разницу между
движениями новичка и мастера. Осциллография биотоков мышц может дать чрезвычайно
ценные данные для тех, кто работает над проблемами обучения движениям и
тренировки боксеров.
К этой же
группе можно отнести и хронаксиметрию — определение электровозбудимости мышц.
Исследование деятельности нервной системы. Осциллография биотоков мышц и коры
головного мозга — метод, требующий сложной аппаратуры и высокой квалификации
исследователей. Он дает возможность получить очень интересные данные о функциях
центральной нервной системы.
Значительно проще метод, основанный на измерении времени двигательной реакции.
Спортсмен получает сигнал к действию и выполняет его. Например, испытуемый
кладет палец на кнопку и удерживает ее в нижнем положении: как только вспыхнет
лампочка, он освобождает кнопку. Сигналом может быть не только вспышка, но и
прикосновение к определенному месту тела испытуемого, определенный звук и т. п.
Приборы
для определения скорости двигательной (сенсомоторной) реакции бывают различных
конструкций. Наиболее совершенные из них дают возможность проверить не только
быстроту двигательной реакции, но и быстроту ориентировки, т. е. как простую,
так и сложную реакции. Разработано несколько методик, помогающих исследователям
установить быстроту, силу и точность нанесения одиночных ударов, серии в целом,
скорость и силу каждого удара в отдельности и в серии. Такая аппаратура может
служить в качестве тренажной, что дает возможность определить потенциальные
возможности развития отдельных физических качеств, а следовательно, более
приближенно индивидуализировать тренировку боксеров.
Большое
влияние на сдвиги в физиологических функциях оказывает психическое состояние
спортсмена. При определении психического состояния ведущим является метод
педагогического наблюдения, дополненный учетом субъективных ощущений,
исследованием реакции нервной системы и физиологических функций.
Педагогические наблюдения проводятся как во время занятий или соревнований, так
и вне их, и являются по существу частью воспитательной работы, которую проводит
преподаватель. Наблюдая за поведением спортсмена, беседуя с ним и его
товарищами, исследователь выясняет его отношение к занятиям, к работе, к
товарищам, узнает о его настроении, определяет тип нервной деятельности и т. п.
При научной работе такие наблюдения надо проводить систематически, записывая
результаты по специально разработанной схеме, особенно в дни экспериментов.
Некоторое
представление о психическом состоянии дают физиологические показатели
(переживания могут изменить частоту сокращений сердца, возбудимость и т. п.).
Вышеуказанные методики исследований в сочетании с данными педагогических
наблюдений и результатов самоконтроля дают характеристику процесса
восстановления при нагрузках во время тренировок и между тренировками.