Глава 8. Бой ногами
К ударам ногами в любках было особое отношение.
Считалось, что удар ногой опускает человека, поэтому своих бить ногами нельзя.
Не могу вспомнить точных объяснений, почему, но общее ощущение, которое у меня
осталось, примерно, такое: ноги относятся к низу, и потому отправляют человека в
Низ, то есть в нижний мир.
Это явно связано с мифологическими представлениями,
и в сказках сохранилось в виде того странного образа, что в бою богатыри
загоняют друг друга ударами под землю. Ударить ногой, значит, не просто
выбить душу из тела, но обречь на существование в мире мертвых. В то время, как
убив рукой ты возвращаешь душу на Небеса… К сожалению, я еще не проводил
исследований на эту тему, и не могу привести подтверждений из мифологии.
Возможно, однажды мне придется это проделать.
Мифология уже крепко забылась к тому времени, когда
сам Поханя обучался любкам. Поэтому запрет существовал как обычай, который
соблюдался, и нарушать его было недопустимо, как плюнуть на стол или войти в
дом, не сняв шапки. Но при этом любошники ногами работали.
Исходили из того, что врага ногой бить можно, а
значит, нужно это уметь. К тому же, не все действия ногой являются ударами. Все
борцовские приемы - подсечки, подхваты, зацепы, обвивы, а также сбивания
коленями, вроде торчащих локтей, были допустимы и в бою со своими. Так же
наносились и удары, но только в ноги.
Нельзя было бить ногами выше пояса. Удар же ниже
считался законным, поскольку наносился не в душу. Поханя при этом, правду
сказать, мог нанести удар ногой даже в прыжке. Однажды он это мне показал, чем
меня дико поразил. Дедушка, подпрыгивающий на месте, как мячик - удивительное
зрелище. Сделал он это один раз, но я запомнил навсегда. Случилось это к слову:
он объяснял что-то насчет силы, которая вовсе не в мышцах, и сказал, что когда
сила есть, ты сможешь все, что задумал, нужно только суметь создать образ.
Я спросил: и ты бы мог бить удар ногой в прыжке,
если бы создал образ? Он ничего не ответил, просто внезапно взлетел в воздух на
уровень моей головы, и его скрюченная нога чиркнула меня по носу. Это было так
неожиданно, что мое тело шарахнулось в сторону и упало. Я же при этом лежал в
нем, и чувствовал, как по мне расползается блаженная улыбка…
Не знаю, что он в действительности сделал, но
что-то произошло не от мира сего. Вероятно, то самое движение силы, о котором я
до этого рассуждал лишь отвлеченно. И прикосновение к вспышке силы было так
сильно, что расщепило меня с моими телом и личностью. И это было животворно…
Умом я понимаю: хороший любошник может нанести
любой удар и выполнить любой прием. Но то же самое относится и к любому хорошему
мастеру из любой школы. В быту же любки были проще, чем мог выполнить Поханя. И
даже чем иногда удается мне. Это была просто борьба, приносящая наслаждение,
потому что исполняется любошно. И то, что в ней не били опасных ударов ногами,
тоже способствовало уюту и наслаждению.
Как я уже объяснил, самыми высокими были удары в
пах, которые не бились, а только обозначались, чтобы привести человека в живое
состояние. Этот удар частенько применяю и я, когда ко мне приходят проверяющие.
Довольно часто, увидев накат, то есть работу без касания, люди приезжают не
затем, чтобы научиться ему, а затем, чтобы проверить, что смогут устоять.
И им это действительно иногда удается, если у них
достаточно сумасшествия, чтобы омертвить свое тело. Накат - это воздействие,
которое оказывает душа на сознание другого человека, передавая ему движение.
Если тело умирает, оно не способно двигаться. Многие владеют таким колдовством,
чтобы умирать еще при жизни. И на них нельзя воздействовать как на живые
существа. Их надо двигать естественнонаучно, как мертвые предметы механической
вселенной. Лучше бревном или кувалдой.
Но вот фокус: у всех этих хитрецов жизнь, как у
Кощея бессмертного, при этом есть, просто она спрятана, как вы помните, в яйце.
И стоит такому оледенелому столбу показать удар в промежность, как он мгновенно
оживает, пытаясь спрятать свою уязвимость. А как только в тело возвращается
жизнь, в него возвращается и движение. И тогда становится возможным и
воздействие без касания.
Так что удар в пах в любках является важнейшей
частью обучения. Без него, как без ударов в горло, глаза и вообще в разные
болевые точки, люди тупеют и теряют способность понимать что-то тоньше лома.
Опасность будит разум и душу…
Как вы понимаете, ограничение в возможностях
использования ног приводит к углублению той работы, что доступна. Поэтому работа
ногами против ног противника в любках была утонченней, чем в других
единоборствах, известных мне. Удары не были основным способом боя ногами.
Наравне с ними применялись всяческие способы зацепить ногу противника и прогнуть
или продавить ее, чтобы вывести его из боевого положения.
Называлась эта работа Сучением, и о ней стоит
рассказать особо.
http://acasam.ws/p532.htm