Глава 5. Понятие движения
Освоение любого другого дела, но особенно боевых
искусств, позволяет очень глубоко заглянуть в себя. Особенно, если дойти в этом
до мастерства.
Мастерство для человека самопознания - не самоцель,
но прекрасное средство погружения в собственные глубины. Думаю, из предыдущих
глав уже ясно, какого рода это погружение, и какие ступени удается преодолеть с
его помощью. Боевые искусства, в частности, Любки, позволяют пройти от мышления,
через разум и тело до стихийного состояния сознания. И мышление, и разум
воплощены в разные «тела», составленные из образов, но задача пройти за них,
чтобы открылось видение.
Видение - вот то орудие, что поведет нас дальше, в
стихе существует лишь оно. Но чтобы к нему дойти, надо освоить первую ступень
самопознания, которая ведется с помощью понимания, то есть разума. Поэтому, пока
мы познаем себя как мышление и разум, мы изучаем не действительный мир, а
собственные понятия о нем. Так же мы поступим и с движением. Именно оно
открывается нам в боевых искусствах, а через себя показывает душу. Мы начнем с
понятия о движении.
Что такое понятие? Все знают: это то, с помощью
чего мы знаем что-то или о чем-то. Нет понятия - и ты не имеешь даже
представления о вещи или явлении. Чтобы освоить движение, надо понять его, надо
обрести понятие движения. Это абсолютно верно, и это абсолютная ловушка.
Вдумайтесь. А лучше всмотритесь.
Понятие - это всего лишь образ созданный нашим
разумом. Это всего лишь лестница, которую перекинули через неведомое. Вот только
что было нечто стремительное и неуловимое, для чего мы придумали имя Движение.
Раз имя придумано, значит, в действительности нет никакого движения, потому что
слово "движение" лишь имя, а вещь не может быть равна своему имени. Имя
обозначает нечто, но именно в силу своей способности быть знаком, оно никак не
может соответствовать вещи, оно может лишь указывать на неё. И значит, то, что
мы называем движением, не есть движение, потому что "движение" - не больше, чем
восемь букв и примерно столько же звуков. Мы могли бы назвать его как угодно,
скажем movement, Bewegung. Movement и Bewegung не есть движение, даже если они
обозначают одинаковое нечто. Следовательно, нет никакого movement, и нет
никакого движения, и есть нечто, которое мы можем называть по-разному хоть до
посинения.
Оно за именем, и оно за понятием о себе. Понятие во
мне, вещь снаружи, они не могут быть едины. Вещь никогда не соответствует
понятию, понятие не передает вещи. Оно позволяет нам понимать, о чем идет
речь, в сущности, подсказывает, куда глядеть. Но при этом именно это, на что
надо глядеть, понятие и закрывает от нас. Мы глядим туда, куда указывает
понятие, и видим лишь его, потому что для того, чтобы понять, что мы видим
именно то, о чем говорим, его надо узнать. А узнать мы можем только одним
способом - накинуть на вещь узнавание, то есть имеющийся у нас образ этой вещи.
В итоге, мы глядим на вещь лишь миг, затем мы
рассматриваем её сквозь образ, а значит, видим его…
Чтобы понять движение надо суметь пройти за понятие
о движении. А откуда мы знаем, что есть движение? Из жизненного опыта. Мы
договорились некие узнаваемые явления называть движением. И теперь, когда
обнаруживаем признаки, соответствующие нашему понятию о движении, мы узнаем, что
перед нами движение.
Но каковы эти признаки?
Главный, если не единственный из них - вещь
перемещается в пространстве. Вот поэтому мы и судим, решая, что в наличии есть
движение. Но где оно? Разве движение скрывается внутри перемещения?
Нет, перемещение вполне самодостаточно, это
самостоятельное явление, лишь сопутствующее движению. Почему я могу это
утверждать? Да потому что, если вспомнить физику, предмет физической вселенной
не может начать самостоятельного движения. Он либо будет бесконечно пребывать в
покое, либо его нужно вывести из покоя внешним воздействием, толчком. Но это
значит, что в самом предмете движения не было, оно не было ему свойственно. А
если оно не свойственно ему, то его нет и когда покой утерян.
Движение могло быть в том, что вывело предмет из
покоя, и оно могло передаться предмету после воздействия. Однако, после
воздействия предметы лишь перемещаются строго в соответствии с законами механики
из точки покоя в точку покоя. Изменить скорость или направление этого
перемещения они не могут, что свидетельствует, что в них нет собственного
источника движения.
Это всё становится очевидно при сравнении с живыми
существами. Одушевленные существа с очевидностью обладают источниками движения.
Они могут его начинать, менять и прекращать. На то они и одушевленные. Иначе
говоря, этим источником в человеке является душа, которая и отличает его от
предметов ньютоновской механической вселенной.
Но как увидеть движение в себе самом? Оно тоже не
на поверхности. На поверхности тело, которое, если убрать душу, есть лишь вещь,
предмет. И значит, предметом является каждая его часть. Поэтому, если
приглядеться к собственным движениям, можно увидеть, что тело совершает
множественные перемещения. Поведите рукой. Сначала вам покажется, что рука
движется, но скоро вы поймете, что это перемещается вещь-рука. Пошевелите ногой,
и увидите тоже самое. Даже когда вы пойдете, это будет всего лишь перемещение
вещи-тела.
Движение было где-то раньше, там, где вещь получила
толчок, пустивший её в перемещение сквозь пространство. Чтобы его рассмотреть,
надо вспомнить выражение: родилось движение.
Движение рождается где-то в глубине меня.
Родившись, оно бурлит и клокочет, пока я не создам образ, по которому хочу
пустить свое тело в перемещение. Но как только он создан, движение
выплескивается из его источника и толкает тело, тело перемещается по образу до
тех пор, пока не исчерпается. Не исчерпается что? Отнюдь не движение. Его уже
нет. Пока не исчерпается образ. Тогда нужно создать новый, и сделать еще один
выплеск движения, который и даст новый толчок вещи. Если толчки будут частыми, а
образы малыми, перемещения станут точней. Внешне такой человек будет казаться
мастером движения. У него будут учиться.
Но, даже считаясь мастером, он не будет хозяином
собственному движению. За него кто-то будет управлять им. Кто-то в нем, кто-то,
кого не найти без самопознания.
Как увидеть движение? Надо научиться получать
наслаждение от того, что не выпускаешь его. Лучшим упражнением является русская
пляска, когда от звучания песни и ударов ног, что-то вдруг начинает гулять и
играть в теле, и ноги, как это называется, рвутся в пляс.
Вот именно такое состояние и надо поймать своим
созерцанием, и не выпускать его из себя, пока не станет уж совсем невмоготу.
Именно на овладении им строились чародейские приемы вроде гусель-самогудов. С их
помощью движение отрывается от одного человека и передается другому. В
определенной мере этим чародейством владеют все. Но чтобы сделать его
по-настоящему, надо стать хозяином собственному движению. И начать надо с того,
чтобы научиться его видеть.
http://acasam.ws/p498.htm