Глава 5. Любки земные
Как сделать каждое свое поражение уроком, в
общем-то, понятно. С годами это становится естественным, но и в молодости мы
непроизвольно учимся на поражениях. Если уж быть точным, то учимся мы только
тогда, когда получаем в морду…
Как сделать каждую свою победу подарком - вот
вопрос! И решение его для меня возможно только в любках.
Чтобы подарить победу другому ему вовсе не
обязательно проигрывать. Можно подарить ему и свою победу. Это не просто, но
проще этого нет ничего. Надо всего лишь перестать видеть ее победой, просто
перестать побеждать. А все, что делаешь, надо делать для него.
Как делать что-то для другого в бою? Показывая ему
его несовершенство, и, не пользуясь этим несовершенством, чтобы побить его,
помогать увидеть и осознать.
Это очень непросто, если ты не уважаешь своего противника и
не можешь восхищаться им. С таким противником и не надо биться на любки. Он
враг, и его надо просто бить, возможно, смертным боем. Но это совсем другой
разговор.
В любках ты выходишь на поединок только с теми,
кого уважаешь, и кем способен восхищаться, даже если он заведомо слабей тебя.
Что-то все же должно тебя восхищать даже в менее опытном или искусном
противнике. Хотя бы его жажда жизни, победы или урока. Способность учиться - это
великое искусство. Слабый противник, способный учиться и не умеющий сдаваться,
однажды станет великим воином. Это заслуживает восхищения.
Если ты восхищаешься своим противником, ты в
состоянии перестать побеждать и начать помогать ему. Ты учишь его в меру его
сил, и каждый раз, обыгрывая его, ты делаешь это так, чтобы он понял, в чем его
слабина, и освоил то, как можно обыгрывать таких же, как он.
Но это искусство требует взаимного понимания и
немалых знаний о том, что вы такое и чем вы занимаетесь.
Поэтому вначале обучения любкам вводятся
определенные ограничения, в рамках которых и ведутся схватки. Первое из
ограничений называется Земными любками.
Мой учитель Поханя объяснил мне это, как только я
задумался о том, как можно уже в молодости драться так же, как будешь драться в
старости. Сначала мне казалось, что смысл этого урока в том, чтобы не драться
совсем, потому что старики не дерутся, как кажется. В ответ на это Поханя просто
засмеялся и сказал, подмигнув мне:
- Дерутся, дерутся, еще как дерутся! Мы, вон, с
Катей иной раз так раздеремся, что соседи сбегаются. А то было, мой зятек
попытался у меня в доме командовать. Пришлось пару раз стукнуть о дверной
косяк. Теперь ведет себя тихо, уважает.
Зятька его я видел - тупая скотина килограмм под
сто весом. Приезжал при мне только сажать или выкапывать картошку. Все время
смотрел в сторону, словно нас с Поханей не было вовсе. Поханя звал его
Центнером…
Но это к слову. А не к слову могу сказать, что
очень скоро убедился, что старики могут швырять таких молодцов, как я, гораздо
легче, чем мне подобные. И это означает, что побеждать в молодости так же, как
сможешь побеждать в старости, означает нечто вполне определенное, вполне
относящееся к настоящему бою. За этим нет никакой хитрости или языковой игры. Но
это надо понять.
Вообще-то Поханя относился ко мне как-то
удивительно бережно. В отличие от всех дедов, у кого я учился до него. Те были
порой просто звери. Первый из них, Дока, о котором я писал раньше как о
Степаныче, просто издевался надо мной, придумывая, можно сказать, пытки. Лишь
годы спустя, когда сам начал работать как прикладной психолог, я понял,
насколько точен он был в своих действиях, и насколько хорошо видел мой предел.
Второй - Дядька - постоянно материл меня и бил костяшками пальцев по лбу.
Причем, я ни разу не сумел увернуться, даже если он делал это десять раз подряд…
Поханя ни разу не причинил мне боли выше той, что
естественно должна сопровождать какие-то приемы или броски. И он все время щадил
меня как в бою, так и в беседе. И при этом он не уставал. Он будто бы вообще не
уставал, хотя мы двигались с ним дни и ночи напролет.
Кстати, я тоже не уставал, пока был у него.
Усталость, просто дикая, валящая с ног, обрушивалась на меня, когда я садился в
поезд, возвращаясь домой. До дому мне было чуть больше двух часов, и я, кажется,
ни разу не смог доехать до Иванова, не уснув. Хуже того, меня все время будили
уже на вокзале, так крепко я спал. И потом я отсыпался еще сутки или двое.
Об этой странности любков я рассказываю потому, что
она не случайна. Она каким-то образом вытекает из того первого ограничения, что
Поханя назвал Земными любками. Объяснил он его, примерно, так:
- Если хочешь понять, как такой старый сморчок, как
я, мог побить Центнера, ты должен будешь забыть всю свою хитрость.
- Какую хитрость? - вырвалось у меня. Я-то считал
себя честным бойцом, и даже гордился этим.
- Все бойцы - хитрецы! - ответил Поханя. - В этом
суть бойца. Это не плохо, это даже необходимость. Просто это надо в себе
рассмотреть.
Боец вынужден биться против человека из общества.
Общество - хитрое, оно учит, как побеждать хитростью. Значит, надо хитрить
самому, иначе не устоишь. Боец учится хитрости.
Но хитрость - это лопоть, одежки, которые одеваются
поверх пельма, то есть разума. Ты должен это увидеть. Главное, увидеть, что под
хитростью есть просто разумность. Вот ее и надо у себя проверить в первую
очередь. Для этого мы сначала будем учиться земным любкам…
Все это требует пояснений, но вкратце могу сказать:
сначала мы учимся думать, а уж потом - хитрить. Думать же нас учит
Мать-сыра-земля.
http://acasam.ws/l_glava5.htm