Глава 1. Что такое любки?
Думаю, вернее было бы назвать эту главу: как я
понимаю любки.
Честно признаюсь, я до сих пор не уверен, что
понимаю их до конца верно. Я многократно пересматривал свое понимание, вдруг
осознавая, что я подходил к ним поверхностно. Когда я впервые познакомился с
Поханей, а это было в 1985 году, в гостях у моего первого мазыкского учителя, я
вообще воспринял его с внутренней ухмылкой.
Старик, который меня с ним познакомил, что-то
сказал про Поханю, что он боец и однажды будет меня учить драться. Я к тому
времени имел за плечами школу бокса, самбо и карате. К тому же, чем особенно
гордился, очень много дрался на улице. Жизнь у меня складывалась так, что мне не
удавалось много выступать на соревнованиях, и я добирал своё в уличных драках. А
уж там я дрался и с мастерами спорта и в толпе, и потому плохо верил, что кто-то
может меня удивить. И уж тем более, не девяностолетний старичок, хотя Поханя
выглядел лет на шестьдесят…
К тому же, как историк по образованию, как
этнограф, в то время еще не отказавшийся от научного подхода, я сильно
сомневался, что в знакомых мне с детства местах, куда я ездил на свои сборы,
можно было найти какое-то настоящее искусство боя.
И вот в 1989 году я приехал к Похане после того,
как побывал уже у нескольких старых мазыков, учивших меня и очищению, и науке
думать, и даже повивальному искусству. Приехал, уже приняв, что мой жизненный
путь - это самопознание. Но при этом еще нисколько не сомневаясь в себе как в
хорошем уличном бойце, который знает, как надо драться в настоящей драке. Как
говорится, на уровне рефлексов.
И вот дедушка мне говорит:
- Ты боец. Но ты не воин. Ты обязательно
проиграешь. Бойцы обязательно проигрывают однажды…
Я слушаю его и вообще не понимаю! Именно так: я
вдруг ловлю себя на том, что совсем не понимаю его. Но я был уже не тот, что
ухмылялся внутренне пять лет назад. За эти годы я повидал разного, и понял: меня
отправили к Похане после всей остальной учебы не случайно, не потому, что он был
самым молодым. Каким-то образом любки должны доточить то, что я взял у
остальных… И я пытаюсь его понять, я делаю усилие. И не понимаю, как будто у
меня совсем нет образов, чтобы понять, о чем он говорит.
Я, конечно, не хамил и не наглел, я старался быть
предельно вежественным. Но я все равно пытался разобраться и задавал вопросы. И
попытался объяснить себя:
- Как проиграю? Я же держу себя в форме, я немножко
тренируюсь, поддерживаю навыки. Конечно, многое уходит, но для своего возраста я
неплохо держусь. Я бы еще вполне мог выступать…
- Полно, - отвечает мне Поханя, - ты не о том. Ты
пытаешься брать силой. Все бойцы пытаются побеждать силой, скоростью,
молодостью. И пока они сильны, они стараются набрать как можно больше побед. А
потом, когда они стареют, им предъявляют. Все их победы - это долги, которые
придется платить… Не людям, так собственному здоровью, или кому-то еще…
Оп-па! Вот тут я приплыл, как говорится…
Мысль, в каком-то смысле, бесспорная, но и в той же
мере бессмысленная, потому что другого не дано.
- И что же делать? - спрашиваю я, внутренне ощущая,
что победил его этим вопросом. - Жизнь так устроена.
- Это не жизнь, это ты так устроен. Ты говорил о
самопознании? Вот, прими себя.
Всё еще не видя никакого просвета, просто ощущая,
что меня обыграли на словах, я продолжаю барахтаться, чтобы добиться хоть
какого-то смысла:
- А разве можно иначе?
И тут он мне отвечает будто из древней китайской
книги:
- Старые люди учили, что в молодости надо драться
так же, как ты будешь драться в самой глубокой старости. Если ты победишь так,
то ты победишь навсегда, потому что противник не сможет дождаться, когда твое
тело ослабнет…
http://acasam.ws/l_glava1.htm