На протяжении многих веков жил на Руси обычаи стеношного
боя. В масленицу, чаще всего на замерзшей реке, сходились парни и мужики
окрестных деревень или городка и шли стенка на стенку. Нам кулачное побоище
может показаться бессмысленной жестокостью, варварским обрядом. Но так судить -
значит не знать отечественной истории, причин, породивших его Почему обычно
сходились зимой и на реке? Реки были главными дорогами лесистой, заболоченной
Руси. Летом по ним пролегал лодочный путь, зимой - санный По замерзшим рекам и
болотам передвигались и войска- вероятность сражения на льду была велика Причем
исход битв решали не столько дружинники (профессиональные ратники), сколько
ополченцы-простои люд, крестьяне, ремесленники А так как войны шли почти
непрерывно (редкий год на Руси удавался мирным), то каждый должен был иметь
ратные навыки.
Но если для дружинников умение владеть оружием служило
основным способом зарабатывать на хлеб и они могли ежедневно развивать свое
мастерство, то те, кто выращивал этот самый хлеб, занимался ремеслами, торговал,
вынуждены были готовить себя к битвам между делом. Жизнь заставила найти способ,
как сделать мальчишку надежным воином, как поддерживать бойцовскую форму в
зрелом муже, как достичь у ополченцев готовности сражаться плечом к плечу по
первому зову (Не правда ли, напоминает требования к казакам?) Так возникла
традиция стеношного боя.
Правила по всей Руси были почти одинаковы. Сходилась стенка
на стенку, каждая могла иметь два, три, а то и больше рядов. Бить: в лицо и ниже
пояса запрещалось, лежачего не трогали - ведь свои же, русские (в отличие от
восточных единоборств, где добивание противника - символическое или реальное -
непременное условие). Зато в грудь и живот садили без поблажек, со всего плеча.
Выигрывала та стенка, которая прорывала другую.
В стеношном бою отрабатывались в основном совместные
действия, чувство локтя, взаимовыручка. Все подчинялось единой цели, честолюбие
удовлетворялось ее достижением, отсюда-сам погибай, а товарища выручай. Но,
помимо общей слаженности, каждый стеношник должен был обладать личным умением.
Для его приобретения существовали свои способы... Профессор Ленинградской
консерватории Анатолий Михайлович Михнецов уже не одно десятилетие колесит по
русским деревням и городкам, собирая устные предания и песни, изучая народные
танцы и обряды. Познакомившись с Андреем Грунтовским, профессор с удивлением
признал в его боевом стиле черты обрядовой пляски. На Псковщине ее называют
скобарь или ломание - ломать веселого. А вообще подобный пляс встречается на
всей территории, где некогда жили кривичисоюз восточнославянских племен. Одна из
версий объясняет слово скобарь как переделанное псковарь, то есть житель
псковского края. Мне довелось посмотреть видеозаписи, сделанные Михнецовым в
своих экспедициях. Веселого ломают под гармошечный наигрыш Мотив незатейлив,
довольно ритмичен и, видно, неспроста Постепенно танцующий, подчиняясь его
ритму, входит в определенное психическое состояние.
Приплясывая скобаря, отдыхая от трудов или веселясь на
празднике, человек, по сути, упражняется для кулачного или палочного боя. Под
музыку же происходили и обрядовые поединки. Шли они по разным уговорам,
например, до первой крови или до первого падения. Бой мог остановить гармонист
(в более давние времена-гусляр), прекратив наигрышу музыки в этом случае, можно
сказать, была полная власть. Перед началом ломания плясун встряхивал головой,
мог взъерошить волосы. Это действие, определенные возгласы (киканье),
притопывание считаются элементами древней народной магии. Человек как бы выходил
из привычного бытового пространства, перебирался в другой пласт бытия. Там уже и
время текло иначе, и органы чувств работали по-другому, да и вообще отношение к
жизни и смерти было иным. Поэтому внешне нескладный вроде бы танец (его не
сравнить по упорядоченности и расчетливости с японскими ката или китайскими тао)
служил на самом деле весьма ухищренной и действенной подготовкой к поединкам.
Расслабленное тело скобаря готово было реагировать не то что на действия
соперника, а даже на дуновение ветерка. Ломание переходило постепенно в
обрядовый бой (тренировочный, что ли, по-современному).
Подобная схватка-реликтовое наследие тех времен, когда
мужчины сражались за женщину в брачном поединке. Одно из его названий-яр. С
другой стороны, слово яр у славян обозначало жизненную силу и ее проявление.
Считая себя потомками Даж бога - Светоносного бога, или Ярила, они жили по
солнечному календарю, а в борьбе использовали яровую силу, или энергию, которая
управляется солнечным (чревным) сплетением. По восточным же традициям внутренняя
энергия ци имеет своим средоточием точку в нижней части живота - даньтянь, а
человеческие биоритмы подчиняются лунным циклам. Подготовленный в обрядовом
ломании мог в критической ситуации вступить и в бой ярый-до полного уничтожения
противника. Тренированный боец наносил 5-6 ударов в секунду. Такая быстрота
определялась принципом движений танца. Кстати, в каратэ подобной плотности
ведения боя достичь практически невозможно.
Дело в том, что каратистские удары в большинстве своем
прямолинейны, они имеют некоторую паузу в завершающей фазе и требуют в ней
максимальной концентрации силы. Генетически имея меньший, чем европейцы, вес
тела и мышечную массу, японец должен, что называется, вложиться в удар,
сконцентрировать в нем всю свою мощь для достижения разрушительного эффекта (мы
сейчас не говорим о работе по точкам). Славянину же, чтобы сбить противника с
ног, от править его в нокдаун, достаточно было и нефиксированного удара с
проносом. И лучше, если он наносится по криволинейной траектории - рука без
задержки возвращается назад, в то время как другая уже приближается к цели.
Высокая скорострельность важна в схватке с несколькими противниками, особенно
при окружении ими. Грунтовский за время ленинградской встречи не раз показывал
успешное ведение поединка в подобной ситуации. Отличительные черты его стиля -
это развернутая грудь, посадка головы с приподнятым подбородком, движения рук и
ног таковы, что практически нет разницы между блоком и ударом. Легкое, порхающее
перемещение чередуется с притопыванием, будто гвоздь вколачивается в пол. Часты
повороты на 180 градусов, а то и на 360. Боксерские лапы ударов не выдерживают,
рвутся, потому ленинградцы переделывают их под себя, усиливают. Андрей, коренной
петербуржец в пятом поколении, учился основам стиля у своего отца Владимира
Иосифовича, а тот, в свою очередь, у одного из патриархов самбо - Анатолия
Аркадьевича Харлампиева. Дед последнего, кстати, был известным смоленским
кулачным бойцом - вот она, ниточка, связь с народным боевым искусством...
Русский стиль. А то, что такое искусство было, подтверждают
очевидцы: Побоища происходили отнюдь не с бацу, как говорится, в силу
полупьяного азарта или какого-нибудь случайного инцидента, напротив, стенка
замышлялась чуть не за неделю, обсуждалась на военном совете, который собирался
в том или другом фабричном трактире, и окончательные решения по организации
битвы принимались военачальниками обеих сторон по взаимному соглашению. Это
отрывок из книги Д.А.Покровского Очерки Москвы, опубликованной в конце XIX века.
Или вот еще: Доселе свежи предания о непобедимых рыцарях кулачного боя и
мужественных вождях стенок. Это были, конечно простые фабричные, искусившиеся в
энергических приемах российского бокса... На кулачные бои они смотрели не как на
забаву, а как на дело, к которому они предназначены самой судьбой, как артист
смотрит на подмостки, и к этому делу относились с суровой, добросовестной
педантичностью.
К сожалению, после 1917 года традиции русского кулачного
боя стали затухать. И вот теперь с аншлагом идут китайские, японские,
американские фильмы о мастерах восточных стилей. Помимо кулачного боя, у славян
культивировались и другие не менее популярные виды единоборств, о которых сейчас
мало кто вспоминает: палочный бой (запрещен с XVI века), борьба в схватку и не в
схватку, борьба об одной руке, борьба на поясах - это только те, о которых
известно. Восточные славяне всегда славились непревзойденными рукопашниками.
Как парадокс прозвучит для многих малоизвестный факт - в
XIV столетии китайские императоры предпочитали формировать для себя охранный
полк из русских, прославляющих верность. Добровольцев вербовали специально
посланные императорские эксперты. Вот вам и сюжет для захватывающего
кинобоевика! Не менее высокий авторитет имело русское рукопашное искусство и на
Западе. Скажем, в XVI веке один польский офицер предупреждал в своих
воспоминаниях: Сражающиеся с московитами должны весьма умеючи действовать
оружием, чтобы не попасть в руки их, ибо они весьма крепки плечами, руками, всем
телом.
До нынешних дней сохранились имена мастеров-кулачников.
Причем упоминаются среди них не только люди богатырского сложения, как,
например, московский Семен-Трещар (XVII в.), кулаком вышибавший кирпичи из
печки, но и небольшого роста, худощавые, невзрачные с виду. Такими были
приказной чиновник Батин и фабричный человек Соколик, однако оба обладали
выдающейся силой и притом ловкостью и изворотливостью в боях. Это обстоятельство
особенно примечательно, ибо показывает- не просто данная от природы медвежья
сила определяла исход поединка.
Были секреты, кстати, и работа по точкам, и определенные
типы дыхания (аналог цигуна), и особое состояние духа (модная ныне медитация).
Московский генерал-губернатор в Отечественную войну 1812 года граф Ф.В.
Ростопчин, большой знаток английского бокса, говаривал: Битва на кулаках - такая
же наука, как бой на рапирах. Да и знаменитая суворовская Наука побеждать
предусматривала, как важный компонент, специальную подготовку солдат для ведения
рукопашных схваток. А потому у современного русского стиля, того самого, которым
пользовался волкодав Таманцев - герой книги В.Богомолова В августе 44-го, или
Момент истины, корни глубокие.
Есть у нас и сейчас представители русского стиля (эти
мастера достойны того, чтобы назвать их - Александр Ретюнских, организовавший в
Москве школу выживания, Александр Лавров, Сергей Боровик, воевавший в
Афганистане, Сергей Огородников, Александр Потапов). Маятник, который качал
Таманцев, - отнюдь не выдумка. Их техника не требует ни каких-то супер
физических возможностей, ни больших затрат энергии. Она построена на
великолепном знании законов механики, на оптических, звуковых и
биоэнергетических эффектах. Борьба позволяет рассчитывать на успех при самых
разнообразных условиях - в тесной комнате, на лесной поляне, в снегу по пояс, на
всех уровнях - стоя, на коленях, лежа. Соперник может быть вооружен чем угодно:
ножом, мечом. ломом, топором, пистолетом... Для конвоирования или ликвидации
противника применяются любые подручные средства - от автомата с пустым магазином
до шнурка от ботинка или даже спички.
Глядя со стороны, создается впечатление, что соперник
просто поддается, подыгрывает. Но желающие, встав против Саши Лаврова,
убедились, что это не так. Партнер, начав атаковать, перестает принадлежать
себе. Превращается как бы в марионетку, все нити от которой в руках владеющего
русским стилем. На Лаврова просто наседали, прося продемонстрировать маятник во
всех подробностях. Сначала он дипломатично уходил в сторону, но в конце концов
отрубил прямо: это не игрушка и не цирковой номер, к тому же в полной степени
подобной техникой не владеет ни одна зарубежная спецслужба, и раскрывать секрет
еще не время. Правда, так просто маятник, конечно, не украдешь По методике
краснодарской школы Кадочникова для подготовки тела к его овладению надо
повторить, определенное упражнение 150 тысяч раз И если прерваться хоть на день,
придется все начинать сначала - спидометр сбрасывается до нуля. Автоматическое
же применение маятника начинается лишь после накатки 300 тысяч упражнений!
Герой Богомолова использовал маятник при стрельбе
по-македонски, то есть одновременно из пистолетов в обеих ручках Возможны и
другие применения такой техники скажем, в VI веке восточнославянские воины
изумили византийцев умением орудовать двумя мечами. Несмотря на то, что ратники
не использовали щитов, они все равно были малоуязвимы. Возможно, из тех времен и
дошел до нас секрет маятника.
По сути, это система выживания. Искусство рукопашного боя -
невидимое оружие, пока его не применили, его невозможно отобрать у человека,
пока он жив, - говорит Алексей Алексеевич, переняв эти истины от своих учителей.
Считается, что начало современному русскому стилю положил
Виктор Афанасьевич Спиридонов. О нем известно немного: до революции - офицер
русской армии (по некоторым сведениям- разведчик), в 20-е годы-главный
специалист всесоюзного общества Динамо по самозащите, умер в 1943 году. В 1905
году воевал в Маньчжурии. Домой вернулся с наградой-орденом Станислава.
Вероятно, тогда-то у молодого офицера и зародилась идея создать систему
самозащиты, способную противостоять джиуджитсу, да и вообще любому виду
рукопашной атаки.
Эффективность спиридоновской системы была публично доказана
еще в 1928 году. Немецкая команда борцов, признанных специалистов по
джиу-джитсу, провела товарищескую встречу в Москве с учениками Спиридонова.
Перед началом состязаний иностранцы чувствовали себя вполне уверенно и
собирались поразить зрителей своим мастерством. Однако результат оказался не в
их пользу.
http://istina.rin.ru/fight/text/2378-2.html