В это же время значительно утяжеляется защитное одеяние и
воинов Востока. В уделах чингизидов активно воспринимаются древние иранские
традиции тяжелой бронированной конницы. Помимо старинной постоянно
совершенствующейся ламеллярной и ламинарной брони (собранной из горизонтальных
полос) в боевой обиход вводится “хутангу дегель” — защитный матерчатый халат,
проклепанный изнутри стальными пластинами. Впоследствии на Руси он был
трансформирован в плотное простеганное одеяние со стоячим воротом — тегеляй.
Золотая Орда воспринимала все лучшее у покоренных народов. Тяжелые всадники
получили кольчуги, наручи, поножи, наколенники и налокотники, нагрудные пластины
— зерцала, шлемы с прочными ламеллярными бармицами или дисковидными
пластинчатыми наушами. Кони защищены стальными масками, тяжелыми ламеллярными
попонами из связанных металлических пластин. Из наступательного оружия были в
ходу массивные однолезвийные мечи и сабли, булавы, топорики, реже копья.
Наибольшей популярностью продолжает пользоваться мощный составной лук сложной
формы в комплекте с длинными стрелами с разнообразными наконечниками — каждый
предназначен для специфичного противника — тяжеловооруженного или легкого и
стремительного, со свистульками для подачи сигналов, устрашения т.д. Следует
иметь в виду, что еще и в XIV веке Золотоордынское войско представляло собой
вооруженный народ, который “рождался, жил и умирал на коне”. В своей массе это
были конечно более легкие конники, тяжелое же вооружение приходилось, в
основном, на долю ханских нукеров, телохранителей и богатуров — профессиональных
бойцов. И это была грозная сила.
А как обстояло дело в этот период на Руси? Ведь для того,
чтобы противостоять таким мощным противникам и с Востока, и с Запада требовался
боец, экипированный не хуже своих грозных соседей. Но, к сожалению, прямые
источники по вооружению русского воина XIV, XV веков становятся настолько
скудными, что составить четкого представления о его боевом облике практически не
представляется возможным без привлечения косвенных данных.
Мы располагаем лишь разрозненными сведениями о единичных
находках мечей, шлемов, имеется кольчуга, якобы найденная на Куликовском поле,
отдельные пластины от доспехов, наконечники копий, стрел, арбалетных болтов,
булав и т.д. В чем же дело? Ведь налицо и рост воинских контингентов, и все
более массированное применение средств борьбы с бронированным противником
(пропорции клинков и типы мечей соответствуют общеевропейским, определенным
образом модернизируются очертания наконечников стрел, копий и пик, аккумулируя в
себе свойства бронебойных форм). Ясно одно: сам характер ведения боя русских
полков продолжает оставаться в традициях европейской тактики таранных сшибок с
последующим “мечным сечением”, где определяющей боевой силой по-прежнему
выступает тяжелая бронированная конница. В условиях такого сражения легкие
бездоспешные бойцы были бы мгновенно выбиты, вырублены и смяты. Подобные примеры
известны в анналах военной истории. Единственный способ борьбы легких конников с
тяжеловооруженным противником представляет череду стремительных атак и
отступлений с массированным обстрелом врага из луков, что характерно для
степняков, но не для русских дружин. Куда же вдруг делись вещественные
свидетельства русского оружейного дела рассматриваемого периода? Ответ прост.
Во-первых, на мой взгляд, таких глобальных исследований, сбора, систематизации и
классификации данных, какие провел в свое время А.Н.Кирпичников по снаряжению
воинов домонгольской Руси, в части XIV и XV веков просто не было. Его прекрасная
работа “Военное дело на Руси, XIII-XIV вв.” хотя и достаточно серьезна, но в
части доспехов и холодного оружия все же носит обзорный характер. Во-вторых,
сменилась и сама эпоха. Хотя и продолжались периодические карательные экспедиции
моноголо-татар на русские княжества, но они уже, как правило, носят выборочный
характер и не оставляют столь страшных свидетельств в виде останков
непогребенных павших вооруженных бойцов, какие дает нам Батыево нашествие. Также
на территории Руси к концу XIII века уходят в прошлое и языческие погребальные
обряды с оружием, поскольку сами языческие племена, сметенные монголами исчезают
с исторической сцены. Это усугубляется и тем, что Орда в 1313 году при хане
Узбеке в качестве официальной религии принимает ислам. На Руси неуклонно
начинает возрастать роль православного христианства как объединительной идеи не
только в княжеских междоусобицах, но и основного духовного стержня зарождающейся
великорусской нации, позволившего сплотить разрозненные силы в единый кулак для
отпора грозному врагу. И хотя интенсивность боевых столкновений ничуть не
уменьшилась по сравнению с предыдущим столетием (а скорее наоборот), их прямые
следы практически не дошли до нас. Оружие и доспехи стоили чрезвычайно дорого, а
потому после каждого боя тщательно собирались. Поэтому, как показало время,
поиски на полях древних сражений редко приносят результаты. В частности, по
летописным источникам, войско Дмитрия Донского стояло “на костях”, то есть на
поле битвы после Куликовской победы, целых 8 дней. Очевидно, что помимо отдыха и
приведения в порядок войск указанные дни использовали для сбора оружия,
снаряжения и захоронения павших, и это само по себе говорит о масштабах
сражения. На одной из французских миниатюр XIV века изображен эпизод захоронения
убитых воинов после битвы. Раздетые донага мертвые тела сносят и складывают в
братские могилы. То есть мы видим, что в качестве трофеев собиралось абсолютно
все: не только оружие и доспехи, но и одежда, и обувь, и личные вещи. Вот почему
результативность раскопок, даже в части воинского снаряжения, всегда выше в
районах поселений, городищ, замков, мастерских, то есть там, где их утеря была
случайной, чем на полях битв, где, наоборот, указанные предметы целенаправленно
разыскивали и тщательно собирали сразу после сражения. Именно поэтому ничего не
было найдено, например, на предполагаемом месте Ледового побоища (экспедиции
Караева) и других известных сражений. Мало того, и само место боя на Чудском
озере, Невской битвы, да и непосредственно Куликовского сражения до сих пор
является предметом спора ученых, которые так и не могут прийти к единому мнению.
Интересным исключением из такого рода выводов (которое как
раз и подтверждает правило) оказались в свое время сенсационные находки братских
захоронений на поле битвы при Висби (1361 г.) на острове Готланд. Могилы были
обнаружены случайно в 1905 году, и работы бережно велись в течение десятилетий.
Всего было открыто 4 захоронения, в которых нашли останки 1185 человек. И что
удивительно: многие из них были похоронены в доспехах! Черепа около 200 павших
покрывали как изодранные, так и целые кольчужные капюшоны, более 20 человек были
положены в могилы прямо в пластинчатых жилетах, 2 — в кольчугах. Найдены и
другие элементы защитных прикрытий: кольчужная рукавица, детали латных и
бригандинных перчаток, наплечники, налокотники, наколенники, фрагменты стальных
поножей и сабатона (железного башмака). Исследователи утверждают, что из-за
жаркой погоды, когда трупы стали разлагаться, последние из них в спешке
побросали в могилы из-за боязни вспышки эпидемий — воспоминания о последствиях
“черной смерти”, прошедшей по Европе совсем недавно, были, по-видимому, еще
достаточно свежи. При этом отметим, что на самом поле битвы не было найдено
каких-либо интересных предметов, и это еще раз показывает, насколько тщательно
там все собиралось. Если же впоследствии такое поле находилось в сфере
сельскохозяйственного оборота, то после неоднократного перепахивания всякие
следы сражений напрочь уничтожались. Вот почему находки на Куликовом поле не
выглядят столь закономерными, а скорее, наоборот, лишний раз доказывают,
насколько масштабным и кровопролитным для своего времени было это сражение —
ведь плуг крестьянина перепахивал его вдоль и поперек в течение не одного
столетия. И не смотря на это, список находок элементов воинского снаряжения с
легендарного поля продолжает пополняться и в наши дни. Выше уже говорилось о
найденной в прошлом веке кольчуге. Были обнаружены также перстни-печатки,
кресты, энклапион, ордынская монета XIV века с надписью “Султан Великий
Узбек-хан”, коробочка для мощей, наконечники копий, сулицы. Это как раз те
предметы, которые легко потерять во время боя — нательные иконки, кресты,
энклапионы, как правило, одевали поверх брони, и их ремешки или цепочки легко
могли быть оборваны. Копья чаще всего ломались при таранном копейном ударе, и
наконечники легко могли закатиться в траву.
Известны и другие материальные свидетельства воинской
экипировки рассматриваемого периода.
http://www.rusland.spb.ru/r_1_4.htm