С точностью назвать время начала истории самбо сейчас уже
достаточно трудно, так что мы начнём её с поражения России в Русско-японской
войне. Когда вместе с Южным Сахалином Микадо получил и нового поданного -
Василия Ощепкова - сына русской каторжанки М. Ощепковой.
Мать мальчика умерла, когда ему было 11 лет, и дальнейшую
его судьбу определил архиепископ Японский - отец Николай, основавший в стране
Восходящего солнца православную миссию. В одно из её учебных заведений, в
семинарию г. Киото, и был определён маленький сирота. Среди дисциплин,
преподаваемых в семинарии, было и дзюдо.
Причём оно считалось настолько важным, что один раз в году
производился отбор самых способных учеников для обучения в институте
Кодокан-дзюдо, возглавляемом тогда создателем этого боевого искусства - Дзигоро
Кано. Пройдя отбор, Василий Ощепков был зачислен в Кодокан 29 октября 1911 года.
А уже 15 июня 1913 года Ощепков подпоясывается чёрным поясом, получив седан
(первый дан).
Следует отметить, что дзюдо в понимании Дзигоро Кано сильно
отличалось от известного нам европеизированного спортивного его варианта.
Ощепков стал первым русским и четвёртым иностранцем, получившим степень мастера
в дзюдо Кодокан. А к моменту возвращения в Россию - 1914 год - Василий Ощепков
имел уже второй дан.
В 1918 году, с началом японской оккупации Дальнего Востока
(1918-1925), Ощепков был призван в колчаковскую армию. Примерно тогда же
началось его сотрудничество с разведуправлением Красной армии. Для нас же важно,
что, выполняя свои служебные обязанности, мастер оказался в Манчжурии, где
познакомился с некоторыми стилями китайского Ушу. Тогда же Ощепков начал
работать над созданием своей собственной системы единоборства. Основывалась она,
конечно на дзюдо, (иначе и быть не могло), но включала так же некоторые элементы
восточных и западных стилей.
До 1926 года была работа под прикрытием на Сахалине и в
Токио. Через несколько лет В. Ощепкова переводят в Москву в Управление боевой
подготовки РККА. В то время главным авторитетом в области боевых искусств в
столице был бывший офицер царской армии В.А. Спиридонов.
А был он учеником Н.Н. Ознобшина, преподававшего
собственную боевую систему, базирующуюся на джиу-джитсу, но включающую в себя
приёмы французского и английского бокса, фехтования и европейской борьбы. И,
все-таки, Нилу Ознобшину не удалось создать настоящую боевую школу. Например,
она оказалась не эффективной против хорошо подготовленного боксёра, правда в то
время в России они редко встречались.
И всё же Ознобшин сделал очень многое, не как мастер, но
как пропагандист боевого искусства. А Спиридонов сумел творчески переработать
наследие учителя и создать новую оригинальную школу, называемую «самоз», а
впоследствии самбо. В то время, до 30-х годов, скрывать японское происхождение
школы никому и в голову не приходило. Но вернёмся к Ощепкову.
В Москве он продемонстрировал такие феноменальные боевые
качества своей системы, которую он назвал «дзюи-до», что сумел потеснить,
имевшую высокий авторитет, школу Спиридонова. Мастера между собой не очень
ладили, так как в поединках их учеников, как правило, побеждали ученики
Ощепкова. Самолюбие Спиридонова от этого сильно страдало.
Конечные цели этих боевых школ значительно разнились:
система Ощепкова необходима была в первую очередь бойцу, а Спиридонова -
диверсанту. В ней особое внимание уделялось внезапному нападению и защите от
него. В связи с чем, и популярность школы приобрели у различного контингента,
каждая свою. Система Ощепкова - у армейских офицеров, а Спиридонова у НКВД.
Ничего нет удивительного в том, что эти советские
реинкарнации джиу-джитсу и дзюдо повторили путь своих японских предтеч. Другими
словами, когда между школами наметился конфликт, Ощепков предложил решить его
старым проверенным способом, таким, каким Дзигоро Кано в 1886 году разрешил спор
между своей школой и школой синто-рю - организовать массовый турнир между
мастерами того и иного стилей.
Но турнир не состоялся. Ночью с 1 на 2 октября 1937 года
Ощепков был арестован, как «агент японского милитаризма» и спустя десять дней
погиб в Бутырской тюрьме. По слухам тюремщики всё же не вполне представляли, с
кем имеют дело, и попробовали обращаться с ним, как привыкли - добиться
добровольного признания под пытками. А мастер дал им свой последний бой, в
котором его не смогли взять живым.
http://www.epochtimes.ru/content/view/13565/13/