А. В. Грунтовский
"Запад есть Запад, Восток есть Восток.." - писал когда-то
английский поэт, а он знал толк в Востоке... Речь пойдет об одном из древнейших
боевых искусств - о русском. Хотя... это только повод, подход к теме. В этом
году в Санкт-Петербурге на масленицу уже в одиннадцатый раз проводился
фольклорный фестиваль, посвященный Русской воинской традиции. А когда мы
начинали... До 1990 года мало кто и слышал о Русском кулачном бое, и вообще о
Русском боевом искусстве. Время было запретное. Сорок лет отдал мой отец
нелегальной преподавательской работе, и первая половина моего пути на этом
поприще так же прошла при закрытых дверях.
И вот, первые выступления.... И первые статьи в печати. В
конце 80-х в "самиздате" появилась моя книга "Русский кулачный бой" (затем она
переиздавалась трижды - в 1993, 1998 и 2001 гг.). Сотни писем получил я за эти
годы - спасибо всем.
Потом было многое: фестивали, турниры, выступления во всех
концах России, журнал "Русский Стиль" - удачи, ошибки, радость встреч, и
непонимание, и злобная неприязнь. Какую только ложь не писали обо мне люди
никогда в глаза меня не видевшие. А те, кто видел, те, кто побывал на наших
фестивалях или просто на занятиях, худого не говорили. Двери открыты и сейчас -
приходите, "имеющий глаза да увидит".
Всякое вспоминается... После первых наших выступлений
пригласил меня заведующий кафедрой борьбы преподавать Русский кулачный бой в
институте физкультуры: "Откроем отделение, Вы защитите диссертацию..." Что
только не обещалось. Не успел оформиться, и провести первое занятие, как ...
проректор жал мне руку, возвращая документы, виновато пожимал плечами: "Есть
мнение, что следует развивать восточные единоборства". Что тут скажешь? Уходя, я
столкнулся с только что приехавшими китайскими специалистами. Ни по-русски, ни
по-английски они не понимали, а у меня с китайским языком "не важно" - так и
разошлись, как в море корабли.
Вспоминаются и забавные случаи : К моему отцу пришел
молодой журналист. Ни о чем не спрашивал, а сам наседал: "Вы ведь знаете, что
Ощепков* учился в Японии?"
* Василий Сергеевич Ощепков - один из основателей борьбы
самбо, накануне Русско-японской войны изучал дзю-до в Японии, позже служил
военспецом в Китае. Духовный сын Николая Японского.
- А причем Ощепков, кулачный бой у нас, Слава Богу, от
века...
- И до Ощепкова, несомненно, русские ездили в Японию... - И
так и сяк вертел журналист. И все у него выходило, что Япония - пуп земли. Отцу
это надоело, он сделал заговорщицкий вид и поманил к себе пальцем этого адепта
востока:
- Я вам скажу по секрету, - зашептал он ему на ухо, -
только вы это никому не говорите.
- Ладно. - Журналист поспешно закивал головой, и весь
расплылся в предвкушающей улыбке.
- Да. И до Ощепкова задолго ездили наши в Японию учиться, и
я знаю кто ... да говорить нельзя...
- Что вы, что вы! Я - могила, никому ни слова!
- Ладно, смотрите, не проболтайтесь!
- Чеснослово! Кто же?
- Илья Муромец.
- ...
Немая сцена.
- А уже потом Добрыня ездил и Алеша Попович.
Больше мы этого журналиста не видели, впрочем, как и
обещанной статьи.
А если всерьез, что стоит за историей Русского кулачного
боя? Десятки малоизвестных исследований, сотни не опубликованных архивных
материалов да чье-то невидимое "мнение" искоренить все Русское в России.
А русский бой - древнейшая, воинская традиция, неотъемлемая
часть народной культуры, черта национального характера, а это - один из столпов
Русской Народности, а значит и Державности, и Православия. Бой - не столько
совокупность определенных приемов, сколько пластика - визитная карточка этноса.
Развивая традиционную пластику, мы формируем русский менталитет на глубинном,
подсознательном уровне, действуя словом, но более того - делом.
Русское воинство это не только вооруженные силы в ту или
иную историческую эпоху, не только боевые навыки и обряды - это особый образ
жизни со своей философией, идеологией, своим фольклором, прикладным искусством и
т. д.
Русская воинская дружинная культура различных веков,
крестьянская ополченская, воинская монастырская, казачья и, наконец,
определенная воинская культура Русской, да и советской армии. Все это различные
грани боевой воинской традиции России. Все это предмет изучения, возрождения,
подражания для современного Русского человека. Отец мой прошел и деревенскую
школу боя, и школу армейской разведки. В 1953 - 54 гг. последнюю фактически
разгромили. Два десятилетия пустоты, потом появилось "мнение о том, что следует
развивать восточные..." Как убивался отец, глядя по телевизору на наших
десантников: "Дурят, дурят, ребят..."
А ныне... Возможно, мы стоим на пороге, быть может и не
массового, но знаменательного по содержанию процесса воцерковления современной
российской армии. И вот здесь Русский кулачный бой сыграл бы не последнюю роль.
С самого начала он мыслился нами как средство к национальному самосознанию:
Помочь занимающимся почувствовать себя Русскими людьми, наследниками великой
Русской культуры - вот наша задача. Но тяжко все это продвигается и "узки
врата..."
И вдруг - приглашение на конференцию: "Боевые искусства и
православное сознание"! И не где-нибудь, а в стенах Святой Троицы - по
благословению митрополита Кирилла и патриарха всея Руси! Удивительно. Большой
зал Московской духовной Академии наполнен наполовину священниками, наполовину -
спортсменами. Удивительно! Сколько лет ждали мы с отцом...
Церковь призывает нас развернуть работу по созданию
военно-патриотических клубов. Замечательно! Если этого не делает государство, то
кто же? Пора бы давно. И, в целом, конференция знаменательная, но было и то, о
чем следует сказать особо. Среди многочисленных приглашенных, я да еще - А. И.
Ретюнских, были, кажется, единственными представителями русского стиля. А где же
Г. Базлов, Д. Семенов и другие... их нет - в зале новообращенные адепты Востока.
Востоковедов пригласили, а где же специалисты по русской истории и культуре?
Иерархи наши тут не причем, конечно, - конференцию готовили руководители клуба "Пересвет",
что действует уже в стенах Троицкого монастыря и преподается там, как было
сказано - "просвещенное светом православия" айки-до. Мое же выступление, так
поддержанное частью зала, председательствующий (руководитель "Пересвета") и ряд
участников приняли в штыки: - Кулачный бой - язычество! И вообще ваш фольклор -
язычество! (Еще чуть-чуть и скажут: "ваша Россия". Да, "светом православия"
русский бой наш родной тысячу лет просвещался и не просветился, а мистическое
айки-до одним только перенесением в Святую Троицу - "просветилось"!) Конечно,
все это недомыслие. От незнания дела. Ибо где он фольклор сейчас? Обыватель
видит на экранах лишь какую-нибудь бабкину или моисеева, а ему говорят, что это
и есть самое русское... Вспоминается, как объявляли по радио: "...а сейчас
прозвучит русская народная песня. Слова Фрадкина, музыка Френкеля..." Или
наоборот?
Нет, мы не виним никого в неведение: русскую культуру у нас
украли подчистую. Дворяне - "просвещая" и воспитывая а ля Европа, большевики -
от интернационализма своего, демократы - от космополитизма, а все едино... Был,
конечно и объективный процесс секуляризации традиционной культуры. Но как было
"ускорено" отмирание деревни! И все же подлинный фольклор у нас существует,
поскольку он хранится и в архивах, и в живой традиции, и в достойно принятой
традиции, пусть не многих и не афишируемых, но истинно народных коллективов. Жив
фольклор и в онтологическом смысле, как бессмертное явление духовной культуры
народа, "народности" - эйдоса русской культуры (составной части триады Русской
Идеи, или по слову св. Отцов - "промысла Божьего о народе"). И тут, собственно,
и просвещать нечего. От Адама это - и лучшее в фольклоре: народная хореография,
пластика, музыка, поэзия (а за поэзией - народная этика, народное богословие,
народная вера) - все это от Бога. Это есть душа народа, а душа "по природе своей
- христианка". (Православие, как учение, космично и не знает "ни эллина, ни
иудея". Но, как культура, Православие этнично - каждому языку (народу) в чуде
"Пятидесятницы" данное - т. е. образует этносы в соответствие с двумя другими
составляющими триады.) Поэтому простим нелепые обвинения, но пора бы и прозреть!
Русский бой не просто древнее и эффективное боевое искусство, это определенное
сосредоточие мужской традиции, стержень народной педагогики, символ национальной
культуры и возрождения. Ведь именно культуру, стоящую за боевым искусством, и
следует давать молодежи в военно-патриотических клубах. А что стоит за всей этой
восточной мистикой, растиражированной кинематографом?
Сейчас, когда после всех катаклизмов и буржуазных
революций, по причинам и объективным, и субъективным, мы утрачиваем остатки
Русской Идеи (а были тут и запреты, и репрессии, а теперь еще и коммерческий
молох), рушится сама база Идеи - Народность. Существование России поставлено под
вопрос, о чем и кричат демографы. Примеров достаточно: Византия, Рим, Вавилон...
И вот люди, одни - осознанно, другие по недомыслию, стремящиеся преодолеть
национальную ментальность, внедряют следующие идейки: "Россия -
многоконфессиональное государство...", "Человек может иметь два гражданства и
две нации" и т. п. Такие лозунги и прозвучали на конференции от адептов
восточных единоборств в рясах и без: мол, де, можно одновременно быть и русским,
и японцем. Многочисленные березовские дают нам пример такого оборотничества. И
как важна была бы сейчас культурная политика Русской Православной Церкви!
Нет, братья, нельзя служить двум богам и двух матерей не
бывает. В конце концов, всегда придется выбирать за какую Родину проливать
кровь. Вы даете приходящим к вам в стены Святой Троицы детишкам (в
патриотический клуб "Пересвет"!) за глотком русского воздуха - айки-до! Что же
это? Ведь дети верят всему. Пересвет, разве айки-до занимался? А кто соблазнит
малых сих... А какие песни поете вы? Русские или Френкеля-фрадкина? Или может
уже "рок" или "металл" "светом православия просветили"? Какую одежду носите:
русскую или американскую униформу? А что будут петь наши десантники на марше:
японские гимны? Или, может, группа "Руки вверх" напишет специальную десантную
песню под названием "Рашен, сдавайся!"? Остановиться бы, одуматься... на этом
пути окончательной секуляризации культуры. Путь этот уже пройден протестантами и
баптистами: все кругом чисто, гладко и порядок, наконец, в России... души нет!
Порядок есть, а России уже нет! Это и называется: дать вместо рыбы змею. Честнее
было бы переименовать клуб "Пересвет" в "Челубей". Сей монгольский богатырь как
раз владел чем-то вроде айки-до и по-своему, наверно, был мастер.
Я все мечтаю, когда по Красной площади пойдут русские
солдаты и будут петь русские солдатские песни, которые пели их деды и прадеды:
Из-за леса копий и мечей
Едет сотня казаков-лихачей...
Или: Поле чистое Турецкое,
Мы когда тебя, поле, пройдем...
А может: С нами Бог, ура, ребята,
Царства Белого орлы...
И это - наш фольклор, и несть ему конца и края... А потом
будут показательные выступления и наши ребята не будут с перекошенными лицами и
звериными криками ломать о собственные головы кирпичи, подражая закордонным
супербоевикам, а покажут настоящую боевую работу по-русски. А день десантника
или пограничника, быть может, из национального стихийного бедствия превратится в
фольклорный праздник. Сколько же можно "дурить" наших бойцов...
Речь не о том, чтобы создать сеть патриотических клубов
именно на основе кулачного боя, а о том, что бы внедрить систему традиционных
народных ценностей во всю педагогическую систему. Народоведение - вот основа
народной педагогики. А еще я мечтаю... и кто знает, быть может, пройдет не так
много лет, и будет факультативный кулачный бой у наших семинаристов и
академиков. Может быть, и народоведение введут, что бы послушать экспедиционные
пленки с духовными стихами о Страшном Суде, об Алексее, человеке Божьем, о
Вознесении и о Голубиной книге... Свадебный причет бы послушать и похоронный...
- много, много чего хранит наш народ. Вера ведь не в голом догмате одном. Во
всем народном укладе и быте отразилась она. Оставил нам народ наш не только
храмы и книги, но и слово народное незримое. Нет ничего драгоценнее и
душеспасительнее, чем прикоснуться к отеческим родникам вечной народной
культуры. Никакой спуд не задушит и не убьет ее - она прорвется, рано или
поздно, пусть в самый последний момент...
Преподобный Отче Сергие, помози нам! Просвети заблудших
наших Челубеев, верни их на стязю святорусскую, Пересветову стязю!
Март - апрель 2002 г., Сергиев Посад - Санкт Петербург.
http://www.crass.ru/read/peresvet.shtml