(О Родине, патриотизме, А.А.Кадочникове и русском стиле
рукопашного боя)
Быть может, я несколько огорчу своих читателей, которые
наверняка не ожидают найти на "восточном" сайте статью, посвященную Алексею
Алексеевичу Кадочникову и русскому стилю рукопашного боя, но я всё же попытаюсь
изложить свои мысли по этому поводу. Поводом для написания данной статьи стало
моё личное знакомство с Алексеем Алексеевичем и попытка, так сказать, "вникнуть"
в созданную им систему. За те несколько месяцев, что длится это узнавание, у
меня сложились некоторые личные впечатления и, судя по тем вопросам, которые
задают мои ученики, эти заметки могут оказаться полезными и посетителям сайта.
Сразу хочу сказать, что пристрастный читатель не найдет в этой статье ни
подробного разбора технической базы "стиля Кадочникова", ни какой-либо попытки
поиска аналогий с известными стилями восточных единоборств. Только личные
впечатления.
Что меня поразило при первой встрече, так это в первую
очередь энергия Алексея Алексеевича. Опять же - никаких подтекстов и экскурсов в
биоэнергетику. Это просто жизненная позиция человека, который в своем,
достаточно солидном возрасте, родился в 1935 году - читатели могут сами заняться
арифметикой -активно и пытливо интересуется окружающим его миром. В восточных
единоборствах существует на полуофициальном уровне понятие "сияние личности".
Так вот я и встретил человека, личность которого сразу вызывает глубокое
уважение. Умение слушать и рассказывать, широта интересов и общая эрудиция -
этому можно только позавидовать и к этому можно только стремиться.
Во-вторых, это абсолютная доброжелательность и отсутствие
даже малейшего стремления к конфронтации. Агрессивная линия учеников и "адептов"
русского стиля, при каждом удобном и неудобном случае противопоставляющих
"систему Кадочникова" боевым искусствам, пришедшим Востока, есть исключительно
их личная позиция, которую совершенно не разделяет их "патриарх". Личная позиция
Алексея Алексеевича показалась мне скорее просто безразличной к мнению
"восточников". Это проистекает в первую очередь из места рукопашного боя по
системе Кадочникова в общей классификации рукопашного боя.
Классификация же эта проста до банальности: есть армейский
рукопашный бой - цель которого уничтожение или обезвреживание противника, есть
полицейский (милицейский) рукопашный бой - цель которого обезвреживание или
задержание противника и есть спортивный - в данном случае комментарии излишни.
Армейский рукопашный бой - это самый безжалостный и экстремальный его вариант,
не допускающий по своей сути никаких компромиссов, сам смысл которого - открытое
столкновение с вооруженным противником. Кроме того, специфику армейского
рукопашного боя определяют и условия его протекания - практически любой рельеф,
тесные помещения и т.д., амуниция участников - бронежилет или разгрузка, и
условия возникновения - любое время суток, любой уровень усталости, внезапность
возникновения. Эти условия определяют скоротечность схватки, второстепенное
значение ударных техник (удары гасятся формой, "разгрузкой", каской и т.п.) и её
безжалостность ("или - или"), а также боевой задачей, стоящей перед
военнослужащим - выполнение приказа любой ценой.В этом отношение милицейский
рукопашный бой более регламентирован, хотя бы потому, что задержанного
желательно доставить живьем и, предпочтительно, "одним куском" - с полным
набором конечностей и без излишних травм. Иначе не обойдешься проблем с
прокурорским надзором, обвинений в нарушении инструкций и т.д. Естественно,
могут возникать ситуации, когда эти ограничения снимаются - взять хотя бы
условия войны в Чечне. Но, как только сняты эти ограничения, мы фактически имеем
ситуацию боя в армейских условиях и все те пункты, которые видели выше. А вот в
разряд спортивного рукопашного боя автоматически попадают все виды восточных
единоборств - сколь бы славные боевые традиции они не упоминали в истории своих
школ. И какие бы возражения не вызывало это положение у моих коллег, они будут
вынуждены признать обоснованность данной позиции.
Тем же, кто уверен в эффективности собственной боевой
техники, рекомендую смоделировать мысленно любую боевую ситуацию и
проанализировать свои действия. Абсолютно уверен, что действия будут кардинально
отличаться от того, что преподается в светлых залах ученикам. Система
Кадочникова - это армейский рукопашный бой. Все же спортивные его разновидности
- это СПОРТ, т.е. средство физического развития, организации населения и
допризывной подготовки. Наряду с футболом и теннисом. И не стоит вскипать
негодованием - пусть восточные боевые ИСКУССТВА выходят за рамки спорта по
многим параметрам, с утилитарной точки зрения эффективности боевой подготовки
эта разница практически незаметна. В-третьих, и главном, Алексей Алексеевич
человек, который мыслит государственными категориями.
Его больше волнует состояние общего здоровья российских
граждан и боеспособность наших вооруженных сил, проблемы всеобщего образования и
экологическая обстановка. Если рассматривать рукопашный бой, как самый
экстремальный элемент в системе выживания военнослужащего, то сейчас не
интересуют вопросы, как он выразился - "дворовой команды". В сфере его внимания
- вопросы выживания ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО. И вот после всего сказанного
возникает некоторое количество совершенно не понятных вопросов. И обращаться за
ответами надо не Алексею Алексеевичу, а к его ученикам. Совершенно не понятна
попытка учеников Алексея Алексеевича к конфронтации и претензии на "Истину в
последней инстанции". Никогда позиция "все в дерьме а я - в белом фраке
(российском камуфляже)" не была и не будет конструктивной. Совершенно не понятна
неразборчивость в понятиях, когда патриотизм путается с шовинизмом и
национализмом, а вместо совместных действий на благо ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО
нагнетается напряженность и конфронтация. Совершенно не понятна логика господина
Ретюнского, который, учась 18 лет (!) у Алексея Алексеевича Кадочникова, вывел
накопленные знания на спортивную арену и, кастрировав спортивными правилами
рукопашный бой, назвал это "русским боевым искусством". С какой радости наука (а
система Кадочникова это наука в прямом и полном смысле этого слова), обтесанная
до спорта стала искусством - не понятно. Совершенно не понятна тяга многих
"адептов" выводить систему Кадочникова из глубин славянского язычества. Система
Кадочникова целиком и полностью опирается на научные знания XX века, и из них
вытекает. Нет нужды биографию автомата Калашникова выводить из булатных клинков
русских дружинников и уральских кузниц Демидова. Автомату Калашникова нет нужды
в родословной - он хорош БЕЗУСЛОВНО! Системе Кадочникова нет нужды в "корнях
славянского язычества". Его корни в физике, биомеханике, анатомии и физиологии.
Другой родословной системе Кадочникова не нужно - она хороша БЕЗУСЛОВНО! Другое
дело - обоснованная гордость блестящими победами российского оружия и славными
боевыми традициями. Вот здесь и лежит водораздел между патриотизмом и
национализмом. Система Кадочникова - это не только и даже - не столько
рукопашный бой. Это комплексная система выживания, учитывающая все угрожающие
жизни факторы (и фактор противника в том числе) и готовящая воина (заметьте - не
бойца, не борца, а ВОИНА) к исполнению своего долга в любых условиях, несмотря
на любое противодействие. Вот так! В Японии принято выдвигать и почитать
замечательных знатоков своего дела, особенно в традиционных областях как "живые
национальные сокровища". Вот этому стоило бы поучиться у хитрых азиатов - ценить
НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ. Потому что Алексей Алексеевич Кадочников - это
национальное достояние России, человек, живущий патриотизмом и мыслями о величии
ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО!
Михаил Ингерлейб
http://www.kadochnikov.ru/articles/dostoyanie/