Об этом человеке слышали многие, но удавалось увидеть его
не всем
автор - К.Серов
статья опубликована в газете "Комсомольская правда" 16 мая
1991 года
Учитесь драться по науке
- Да что там ваши десантники, омоновцы! Что они умеют? Вот
у нас в Краснодаре есть настоящий русский ниндзя. Такого убить невозможно...
- А ты хоть сам-то его видел?
- Конечно. Живет он в бункере под землей.
...На первый семинар по русскому рукопашному бою съехались
"бойцы" со всей страны. Кого тут только не было: и каратисты разных школ, и
таэквондисты, и самбисты, и даже китайский разведчик, специалист по ушу. Еще бы,
ведь предстоял выход в свет легендарного русского бойца - Алексея Алексеевича
Кадочникова.
Но где же он? Да вот же! Поджарый седовласый мужчина
небольшого роста - вот никогда бы не подумал... Реакция остальных была похожа на
мою: растерянность, разочарование. Но Алексей Алексеевич, не долго думая, вышел
в центр зала: "Кто-нибудь поможет?" Из толпы вышел здоровенный кикбоксер. "Бей!"
- сказал Кадочников. "Да что вы?". "Давай, не стесняйся". Замах. Полниеносный
удар, который проходит мимо. Тяжеловес по инерции, правда, не без помощи
Кадочникова, летит на ковер. Знакомство состоялось.
Вот так я впервые увидел настоящий боевой прием русского
рукопашного боя. О его существовании я слышал не раз и даже писал. Но, честно
говоря, чем отличается он от других видов единоборств, до конца не понял. Разве
могут существовать какие-то секретные удары или захваты? Ведь у человека всего
две руки и две ноги. Со стороны де работа Кадочникова выглядела слишком просто и
естественно. Но повторить обыкновенное на первый взгляд движение не удавалось
никому.
- Если силу прилагать правильно, то для выполнения приема
ее потребуется в несколько раз меньше... - начинает свое объяснение Кадочников.
- Простейшая геометрия: вот это вектор силы... это рычаг с точкой опоры...
Свои занятия по рукопашному бою он начинает с
геометрических построений. Плечо, предплечье... катет, гипотенуза. "И почему до
этого не могут догадаться в институтах физкультуры?!. - сетует "дед" (так с
уважением, за глаза, называют его ученики). - Ведь и в спорте движения те же
самые, такое же трехмерное пространство. Кстати, работа в трех плоскостях - одно
из основных правил русского рукопашного боя. Освоив его, ты моментально получишь
в поединке несомненное преимущество, поскольку постоянно выводишь противника из
равновесия".
Но неужели Кадочников до всего дошел сам, создал свой,
непохожий ни на что, стиль? Алексей Александрович на это не претендует и
считает, что просто систематизировал те знания и навыки, которыми испокон веков
владели русские воины. Кстати, крылатое выражение Суворова "Пуля - дура, штык -
моложец" отражало одну из важнейших тактических задач боя - скорейший переход
врукопашную, где русские воины имели преимущество.
Восточный синдром
Сам Алексей Алексеевич Кадочников учился "русскому стилю"
после войны в одном из спецучилищ (где готовили диверсантов), куда после
революции и было запрятано боевое искусство русских воинов. Правда, во время
Великой Отечественной войны оно еще ходило среди обыкновенных солдат -
передавалось, как ремесло, из поколения в поколение (к примеру, дед Алексея
Алексеевича, кавалер трех Георгиевских крестов, передал свое искусство отцу,
которое во время последней войны не раз выручило. При обороне Одессы он один
смог отбиться от пятерых). Но после войны постепенно искусство русского
рукопашного боя стало забываться. На некогда общевойсковую подготовку был
наложен гриф "Совершенно секретно". Таким образом, мы оказались на грани потери
своего боевого искусства.
А в это время в образовавшуюся нишу хлынул поток заморских
видов единоборств. И чего теперь только у нас нет! Одних только федераций по
каратэ несколько. А ведь есть еще и кунг-фу, таэквондо, ушу... Приезжаю в
далекий заполярный городок, а там все бредят "кекусинкаем" (один из видов
каратэ)... Но мало кто задумывается, что восточные боевые искусства чужды нам не
только психологически, но и физиологически. Русскому человеку, к примеру, сидеть
в распространенной на востоке позе "лотоса" просто-напросто неудобно. То же
самое происходит при выполнении различных ударов.
В большинстве случаев восточная философия в наших людях
дает гремучую смесь. "Восточники" рьяно отстаивают право на господство и всеми
силами стараются помешать существованию конкурентов. Но если одни восточные
единоборства с другими еще как-то уживаются, то русского национального
рукопашного боя боятся как огня. Первая публикация о нем в "Комсомолке" ("Стиль
от... спецназа", 25 октября 1990 года) вызвала такой огромный поток угроз, что
мы даже растерялись. Моему же соавтору Саше Лаврову в своем Свердловске было и
вовсе не легко.
Обидно терять традици рукопашного боя не только потому, что
началось засилье восточных видов. В сотни раз хуже то, что это стоило нашим
солдатам многих жизней в том же Афганистане,- это только раньше русские войска
отличались отличной рукопашной подготовкой... Особенно в этом преуспели
пластунские части (состоявшие в основном из казаков). Пластуны уходили в тыл
врага более чем на 100км... Неудивительно, что в основу подготовки морских
пехотинцев США лег "русский стиль", который они взяли на вооружение благодаря
русским офицерам-эмигрантам.
Обо всем этом Кадочников говорит с болью. Растерять такое
богатство надо было суметь. И это, похоже, удалось. По словам "деда", ни один
милиционер теперь не может правильно заломить руку. Мало того, даже в ОМОНах нет
настоящих профессионалов, кто бы мог разобраться в любой уличной ситуации, не
доводя дело до крови. А научить некому. Знаю, как котируются "на рынке" ученики
Кадочникова. За накоторыми из них в последнее время устроена настоящая охота.
Заполучить их для подготовки спецподразделений стремятся многие.
Как связать человека стулом?
Никогда не догадывался, что обыкновенные столовые тарелки
могут так хорошо летать. В руках же мастера они становятся грозным смертоносным
оружием. Впрочем, как оказалось, за любым столом можно найти и другие предметы
для защиты и нападения.
Сидим, пьем чай. Кадочников берет со стола пустой стакан,
делает неуловимое движение рукой - условный противник задергался. Что произошло?
Алексей Алексеевич всего-навсего выплеснул остатки чая, которые есть всегда.
Этого оказалось достаточно, чтобы "враг" был полностью дезориентирован.
И таких военных хитростей у "деда" множество. Он, по-моему,
и сам не может все их перечислить и говорит, что в принципе можно использовать
любой предмет, находящийся под рукой. А если его нет, то подойдут и части своей
одежды.
"А как можно использовать, к примеру, этот стул?" - не
успеваю задать вопрос, как уже лежу на полу, связанный тем же самым стулом. Вы
умеете связывать стулом?! Тут же - пока я пытаюсь выбраться - Кадочников
продолжает рассказывать, как правильно работать этим стулом сразу против
нескольких соперников, что стул многим похож на рога оленя - опаснейшее оружие,
которого боится даже король тайги тигр.
- Но ведь здесь же не развернешься - комната слишком
маленькая, - задаю я вопрос теперь уже с опаской.
- Это даже лучше - мало кто умеет сражаться в ограниченном
пространстве, - отвечает Алексеич. - Пошли в лифт.
- Пошли, - уже совсем грустно отвечаю я...
...Потом меня конвоировали при помощи обыкновенной
расчески. "Допрашивали" шариковой ручкой...
Есть ли подобные "примочки" в других видах единоборств?
Кроме работы с палкой, я ни о чем другом не слышал. Существует, правда,
специальная подготовка с мечами, нунчаку - но ведь это уже боевое оружие. В
понятие "оружие" в русском стиле вкладывается иной смысл. "Дед" любит повторять:
"РУкопашный бой является невидимым оружием, которое нельзя обнаружить, пока его
не применили, и нельзя отобрать, пока человек жив". Но вдруг на своих занятиях
Кадочников достает рисунки с различного вида мечами, алебардами, саблями,
шпагами и начинает рассказывать, откуда взялась такая форма. К примеру, сабля
имеет полукруглую форму - она использовалась в "тесной рубке". Огромными мечами
сражались рыцари, дерущиеся в одиночку, а не в строю... Все эти знания
необходимы по двум причинам, считает Кадочников. Во-первых, знание старого
оружия поможет понять механику рукопашного боя, приспособить для самообороны
любой предмет. Во-вторых, воин является носителем своей культуры, а без этого
боевое искусство теряет смысл. Как потеряли его восточные единоборства в нашей
стране. Ведь до нас дошла лишь небольшая часть этих "заморских" систем.
Нельзя забывать, что рукопашный бой - лишь одна составная
часть системы выживания человека в экстремальных условиях. И порой можно
победить в единоборстве, лишь избежав физического конфликта. Кадочников по этому
поводу любит вспоминать пример, описанный в книге дважды Героя Советского Союза
В.Н.Леонова "Готовься к подвигу", когда летом 1945 года десять человек
фактически разоружили челую воинскую часть квантунской армии. Используя знание
обстановки на фронте (вот-вот Япония должна была капитулировать), советским
разведчикам, пробравшимся во вражеский штаб, удалось запугать и убедить сдаться
японское командование. Дойди дело до вооруженного столкновения, ни о какой
капитуляции не могло бы идти и речи.
Оценка ситуации, местности, времени суток и года в "русском
стиле" необходимы. В этом, наверное, и заключается основное отличие рукопашного
боя от видов спорта, во многом потерявшим связь с настоящим боевым искусством.
Для того, чтобы и "русский стиль" стал видом спорта - безопасным, доступным для
каждого, необходимо убрать некоторые приемы-"убийцы".
Я не сомневаюсь в том, что Кадочникову даже в простой
рукопашной схватке не сможет противостоять ни один каратист. А про бой уж и
говорить нечего. Когда "дед" начал рассказывать о плотности воздуха (от которого
зависит траектория полета пули), морских течениях и температуре вод (от этого
зависит, сколько человек может продержаться на воде), цвете листвы и травы
(способы маскировки), то мне стало ясно, что "русским стилем" нельзя заниматься
на досуге - это образ жизни, образ мышления. И как жаль, что его традиции
практически потеряны. И как хорошо, что есть в краснодарском ракетном училище
человек, который поможет нам его возродить.
При расставании, хотя были знакомы всего несколько дней, мы
обнялись - это, пожалуй, единственный ритуал, который существует (и существовал)
среди русских воинов.
http://cclib.nsu.ru/win/projects/satbi/satbi/statyi/rs3.html