Г.В. Бережной,
Тольяттинский государственный университет
Аннотация. В статье сделана попытка систематизации
источников "русского стиля" рукопашного боя по системе А.А. Кадочникова.
С давних пор боевое искусство русских воинов заслужило
всемирное признание. Наши предки были сильны в ближнем бою и побеждали даже
тогда, когда по всем канонам военной науки победить было невозможно. Если дело
доходило до рукопашной, захватчики в панике бежали с поля боя. Александр Невский
с дружиной из 50 человек и небольшим ополчением разгромил пятитысячный десант
шведов. Суворовские чудо-богатыри в течение двух дней взяли штурмом считавшуюся
неприступной крепость Измаил с превосходящим по численности гарнизоном. В годы
первой мировой войны исключительное искусство в рукопашном бою показали
батальоны казаков-пластунов.
Традиции рукопашного боя сохранились у казачества в армии и
передавались из поколения в поколение. К сожалению, Октябрьская революция 1917
года нарушила многовековые традиции русской армии, в том числе и боевое
искусство (частично, благодаря русским офицерам-эмигрантам, оно ушло на запад и
легло в основу подготовки американских морских пехотинцев, где был взят русский
стиль). А для народа было решено создать новый вид единоборства – самбо, на базе
народных видов борьбы и под незначительным влиянием лучших достижений зарубежных
систем самозащиты: дзюдо, джиу-джитсу, саватэ, бокс. Разработчиками самбо, или
самообороны без оружия, стали В. Спиридонов, В. Ощепков, А. Харлампиев и другие
выдающиеся спортсмены-тренеры.
Боевое самбо, как российский вид единоборства, было создано
в начале XX века. Перед специалистами была поставлена задача создания такого
боевого искусства, которое объединило бы в себе лучшее из мирового опыта
единоборств, и основные принципы которого были бы направлены на уничтожение
противника в рукопашном поединке.
Долгое время боевые и специальные прикладные приемы, а
также методы психологической подготовки самбистов оставались засекреченными. Им
обучали только бойцов специальных подразделений. Практиковались бои хорошо
подготовленных спецназовцев с заключенными-смертниками, с так называемыми
"куклами", "гладиаторами". Таким образом проверялись и шлифовались методы
ведения боя в реальных условиях, без соблюдения этических норм.
В результате таких поединков анализировались боевые
рефлексы, устойчивость психики бойца к стрессовым ситуациям. Это было необходимо
на этапе подготовки к решению боевых и специальных задач, а также для проверки в
действии новых боевых приемов. Так создавалась и оттачивалась новая мощная
универсальная боевая система.
В. Спиридонов удачно соединил элементы русского кулачного
боя с подхватами грузинской борьбы чидаобы и бросками из молдавской тынтры.
После первых показательных выступлений было принято решение сделать самбо
обязательной дисциплиной для изучения в спецподразделениях. Новое единоборство
было настолько эффективным и грозным оружием, что на определенном этапе началось
его "выхолащивание". Технику самбо очень быстро разделили на два вида:
спортивная борьба самбо и боевой раздел, предназначавшийся для
спецподразделений. В число последних вошли работники НКВД и офицеры армейской
разведки.
Толчком для возрождения русского стиля послужила Великая
Отечественная война. Используя "Русский стиль", советские воины выходили
победителями из, казалось бы, безвыходных ситуаций. Примером может служить такой
малоизвестный факт. В 1945 году десять десантников во главе с капитаном второго
ранга В. Леоновым взяли в плен шеститысячное соединение квантунской армии. Но об
этом, да и о многом другом подобных фактах долгое время молчали. Причина была в
том, что после нашей победы русское боевое искусство запрятали в спецнаставления
с грифом "совершенно секретно" за стены спецучилищ, где готовили диверсантов. В
одном из таких училищ обучался и Кадочников Алексей Алексеевич, где подготовку
вели преподаватели-асы своего дела, прошедшие жестокое горнило войны. На
практике это и привело к полной утрате данного национального достояния.
Русский рукопашный бой стал доступен для изучения в
результате реорганизации Вооруженных Сил СССР в 1962 году, связанной с
появлением новых высокотехнологических видов вооружений, новых подходов и
взглядов на организацию боевой подготовки (массовые увольнения старых, опытных
инструкторов). Все это привело к тому, что даже в частях специального назначения
рукопашный бой свелся, в основном, к отработке комплексов РБ-1, РБ-2, РБ-3 и
показным занятиям, которые проводятся по требованиям наставления НФП-1987 года,
где широчайший арсенал боевых приемов сведен к минимуму и оторван от реальности,
не имея абсолютно никакой практической направленности.
Алексей Алексеевич Кадочников возродил русское боевое
искусство, дал вторую жизнь этому достоянию, систематизировав все знания. Он
создал универсальную систему выживания, основанную на точных науках, среди
которых – физика, биомеханика, физиология анатомия, математика и др., сделав ее
системой жизни, мировоззрением.
http://www.adygnet.ru/konfer/konfifk2006/soob/1/1Berejnoy.htm