Среди многих систем единоборств ярко выделяется
каратэ - японское искусство пустой руки, то есть техника защиты и нападения без
оружия. Каратэ развивалось на Окинаве на основе китайских северной и южной школ
кулака и имело множество наименований, пока один из реформаторов боевых искусств
начало нашего столетия Гитин Фунакоши вместе со своими соратниками не вспомнил о
"каратэ" - буквально "китайская рука". Правда, впоследствии иероглиф "каратэ" -
"китайская рука" был изменен на другой - "пустая рука". Немного позднее
появилось и понятие "до" - путь, смысл которого заключается в постоянном
совершенствовании тела и духа, хотя современные мастера снова возвращаются к
первоначальному наименованию, говоря, что "каратэ-до" занимаются и постигают в
основном лишь в монастырях.
Гитин Фунакоши, создавая школу каратэ "Шотокан",
видел перед собой универсальную систему для людей любого телосложения и
возраста, ведь известно, в основу Шотокан вошли две школы: жесткая - серей-рю и
более мягкая, но пластичная-серин-рю. Школа "Шотокан" каратэ-до считается
наиболее многочисленной среди остальных школ. Эмблемой Шотокан являются
вписанные в круг красное солнце и белый полумесяц, а тотемный символ - тигр с
приподнятой правой лапой.
В Шотокан прослеживается стройная система
построения занятий, постепенного перехода от простого к сложному. С начала и до
конца тренировки культивируется воинский строгий подход, присущий в основном
всем японским направлениям боевых искусств. Занятие начинается с поклона:
приветствие залу или дань уважения всем мастерам, древним и нынешним, которые
пролили много крови и пота, чтобы достигнуть высшего мастерства; приветствие
учителю или простому инструктору, проводящему занятия; и, наконец, приветствие
друг другу.
Впрочем, в традиционных школах приветствие с
поклоном присутсвовало в любой технике защиты и нападения как стоя, так и сидя,
формируя особый характер и дисциплину. В Шотокане, как и во многих традиционных
школах каратэ, в первые месяцы занятий большее время уделяется развитию
гибкости, силы и укреплению ударных частей тела человека относительно освоения
базовой техники. В базовую технику входило освоение стоек - Дачи-Вадза, удары
руками - Атэ-Вадзе, защитные дествия - Укэ-Вадза и лишь через месяц или два
после начала занятий начиналось изучение ударов ногами Гэри-Вадза.
Это было связано, во-первых, с постепенным овладением
отдельными ударами и блоками, а также с тем, что ноги, естественно, требуют
больше внимания в плане гибкости и укрепления суставов, связок во избежании
травм.
Начальные удары и блоки подчиняются определенному
геометрическому закону, о чем будет сказано ниже. Но даже в технике ударов
руками "Атэ-Вадза" идет разделение на Учи-Вадза и Цуки-Вадза. Учи - означает
технику нанесения ударов рукой как лезвием ножа, а цуки - технику нанесения
ударов как острием ножа. В традиционном Шотокане применялись удары ногами и
руками только в определенные зоны тела человека, но которые с развитием
спортивного варианта каратэ стали изменять свой смысл или отошли в чисто
прикладной аспект спецслужб. Любая тренировка начиналась с пробежки, причем
здесь допускались различные вариации: бег с вращением, бег спиной вперед, бег с
прыжками вверх; так называемый гусиный шаг попеременно то левым, то правым
боком, а затем спиной и, наконец, прыжки из приседа в длину вперед. Иногда
разминка бегом заменялась на прыжковые упражнения на месте: с прямыми ногами
вперед, назад и в стороны, из положения приседа вверх, где то колени касались
груди, то пятки ягодиц.
Затем разминали шею, вращая влево и вправо,
наклоняя вперед, назад и поворачивая попеременно в стороны. Закончив разогревать
область шеи, активно вращали сжатые в кулаки кисти рук по часовой и против
часовой стрелки, как показано на снимках, причем также применялись различные
покачивания кистей в стороны, а иногда просто сжимали и разжимали с силой, не
только разогревая суставы, но и укрепляя их. Вращали предплечьями, разогревая
локтевой сустав, при этом локти оставались неподвижными. И, наконец, делали
круговые движения прямыми руками, постепенно увеличивая скорость вращения то
вперед, то назад, разминая плечи (фото 1-6, 7).
Рывками прямых рук назад, попеременно то
поднимая, то опуская правую и левую руку, оказывали воздействие на позвоночник,
но руки, как видно на снимке 8, как бы являлись продолжением одна другой и
сливались в одну линию. Повороты корпуса в стороны с прямыми руками также
воздействовали на позвоночник, прихватывая грудь и косые мышцы живота (фото
9). Вращение бедрами в различных направлениях не только разминало
тазобедренные суставы, но и готовило тело к нанесению ударов, причем плечи и
руки при вращении оставались неподвижными (фото 10). Наклоны вперед растягивали
мышцы и связки ног, подготавливая их к более сложным упражнениям, при этом ноги
в коленях не гнулись (фото 11).
Далее из позиции приседа шло вращение корпуса, увеличивая
гибкость позвоночника и дополнительно разминая тазобедренный сустав (фото 12,
13), причем в положении корпуса назад вдыхали, а при наклоне выдыхали. Затем из
позиции выставленной вперед одной ноги выполнялись подъемы другой, согнутой в
колене, с хлопком в грудь и в плечо (фото 14 - 15).
Махи прямых ног вперед с натяжением пальцев ног на
себя и вбок со сжатием пальцев (фото 16), увеличавая тем самым натяжение мышц и
сухожилий. И из позиции полуприседа вращали коленями, ставя ступни вместе или на
ширине бедер (фото 17,18). Отставляя одну из ног, вращали ступню, то поднимая,
то опуская пятку, тем самым заканчивая предварительное разминание и разогрев
тела стоя (фото 19).
Фото
2 Фото 3
Фото 4
Фото 5
Фото 7
Фото 8
Фото 9
Фото 10
Фото 11
Фото 12
Фото 13
Фото 14
Фото 15
Фото 16
Фото 17
Фото 18
http://martcolm.narod.ru/shoto1/shoto1.html