Наблюдая за спортивными
поединками, часто можно увидеть силовую борьбу, в которой, более физический
развитый и выносливый спортсмен побеждает противника за счет преимущества в весе
и силе или изматывает его. Крайне редко мы наблюдаем проведение амплитудных
бросков или других приемов, применяемых без использования веса бросающего. О
применении борцовских приемов против человека гораздо большего веса и
соответственно значительно превосходящего в физической силе говорить почти не
приходится.
Значительная часть времени
тренировочного процесса спортсмена отводится на специальные физические
упражнения, служащие для повышения его силы и выносливости. Обычно спортивная
подготовка делится на ряд микроциклов, приводящих организм в оптимальную для
соревнований форму к определенному, заранее установленному сроку. Разумеется,
подобный метод был бы невозможен для подготовки профессиональных воинов, в чьи
обязанности входит готовность к бою в любой момент. Такими и были самураи,
доведшие искусство поединка до его высот.
Бесчисленные легенды Востока о
мастерах боевых искусств преклонного возраста, с легкостью побеждавших многих
молодых и сильных противников, заставляют усомниться в столь значительном
влиянии физической силы и веса на искусство поединка. Что же мог
противопоставить более сильному и часто не единственному сопернику
профессиональный мастер Бу-дзюцу? Оставив на время разговоры о магической силе,
развитой тысячами часов эзотерической практики дыхательных и медитативных
упражнений, попытаемся рассмотреть возможность применения боевой техники без
использования значительных физических усилий.
В первую очередь перед
проведением какого-либо приема вы должны заставить противника принять такое
положение, при котором он не смог бы воспользоваться своим преимуществом в
физической силе. Это положение, при котором баланс (равновесие) его тела
разрушен. В японских боевых искусствах техника лишения противника равновесия
носит название КУЗУШИ. В глубоком смысле кузуши - это не только технический
прием, выполняемый за счет рывка, толчка или удара, но и лишение противника
психологического равновесия криком, взглядом или другим способом. Выполненный
мастером кэнсэй (наполненный энергией выдох с криком) может полностью разрушить
гармонию разума и тела противника, сковав его движения и замедлив реакцию. Вот
как описывает такую форму выведения из психологического равновесия выдающийся
мастер современности, обладатель 8 дана айкидо Мицуги Саотомэ шихан, один из
личных учеников Основателя айкидо О-сэнсэя Морихея Уешибы: <Это произошло
незадолго до того, как О-сэнсэй лег в больницу. Я до сих пор вижу стоящего
передо мной Основателя. Когда я повернулся к нему, приготовив свой боккен к
атаке, тщедушного, хрупкого человека как не бывало. На его месте я увидел
наводящую ужас гору. Его внешность вызывала благоговейный трепет, его вибрации
наполняли додзё. Я заглянул в его глаза и был скован мощной силой его духа.
Исходящий от него свет был полон мудрости и силы веков. Мое тело не могло
пошевелиться. Ладони, которыми я сжимал деревянный меч, стали влажными, лицо
покрылось испариной. Сердце усиленно билось, его биение я ощущал в венах рук и
ног>.
Безусловно, такая идеальная
форма выведения из психологического и физического равновесия, не позволяющая
даже значительно более сильному человеку использовать свою силу доступна лишь
настоящему мастеру. Долгий же путь к такому мастерству состоит из овладения
более простыми, чисто физическими способами выведения из равновесия.
Рассмотрим одно из наиболее
устойчивых положений тела, принимаемое многими бойцами для отработки техники и
реального поединка. Расстояние между ступнями почти вдвое больше длины ноги от
ступни до колена. Обе ноги согнуты, пятки не отрываются от пола, корпус держится
вертикально. Тело находится под углом 45 градусов по отношению к противнику. В
каратэ эта позиция называется фудо дачи. Эта стойка действительно очень хороша
против атаки спереди или сзади. При толчке или рывке по прямой линии человек,
принявший такое устойчивое положение, легко может устоять на ногах и
контратаковать любой техникой. Центр тяжести его находится между ногами на
равном расстоянии от обеих ступней и легко может перемещаться по прямой линии от
одной ноги к другой. Это перемещение изменит позицию, но никак не повлияет на
потерю баланса.
Что же произойдет, если легко,
практически одним пальцем, потянуть так устойчиво стоящего человека под углом 45
градусов назад или вперед? При рывке вперед центр тяжести выносится за пределы
его стойки и человек приподнимается на носки. При толчке или рывке назад - он
заваливается на пятки. Естественно, в таком положении боец не в состоянии
воспользоваться физической силой до тех пор, пока он не восстановит равновесие и
устойчиво не встанет на ноги. Он не может не только выполнить удар или провести
какой-либо контрприем, но и просто оказать сопротивление. Понятно, что провести
любую технику на несопротивляющемся человеке, который к тому же стоит крайне не
устойчиво не составляет особого труда. При этом совершенно не важно насколько
силен и вынослив ваш противник, так как он все равно не может использовать свои
физические данные должным образом.
Другой формой кузуши может
явиться удар, заставляющий противника отклониться под тем же 45-градусным углом
и принять такое же неустойчивое положение как при толчке или рывке. Часто также
в боевом искусстве можно увидеть выведение из равновесия при помощи болевого
воздействия.
Наблюдая демонстрации известных
мастеров Будо, мы видим, как атакующий противник прямо на глазах становится
совершенно беспомощным. Приглядевшись, можно заметить применение различных форм
кузуши перед выполнением почти всех технических действий.
Виды выведения из равновесия,
часто встречающихся в практике традиционных и современных боевых искусств:
- Выведение из равновесия
блокирующим движением: кузуши уке.
- Выведение из равновесия
ударом: кузуши атэ.
- Выведение из равновесия
болевым воздействием: кузуши кансэтсу.
- Выведение из равновесия
броском: кузуши наге.
Евгений Радишевский,
ренши (международный инструктор),
5-й дан дзю-дзюцу,
2-й дан традиционного дзюдо.