Я считаю, что стойки изменяются
в зависимости от целей использования. Иногда положение стоп в стойке может быть
линейным, особнно когда стойка используется для "входа" в противника, иногда
стопы располагаются на определенной ширине. Стойки также изменяются и по высоте.
Я полагаю, что все стойки изменяются и адаптируются в зависимости от конкретной
ситуации, эта концепция определяла и манеру выполнения ката.
На мой взгляд, данная коцепция
была потеряна в результате возникновения японской традиции слепого повторения
движений.
С развитием базовой техники
Сётокан был модифицирован. В целом, данный стиль был упрощен, а техника
подверглась канонизации: все стойки имеют равную высоту и ширину; защитные
позиции не отличаются друг от друга; большинство разнообразных положений кисти
руки были трансформированы в формы "рука-нож" или "рука-копьё".
Одной из причин подобных
изменений и модификаций является то, что такой подход позволяет начинающему
овладеть базовой техникой в относительно короткий период времени. Другая причина
состоит в том, что 80% искусства утеряно или просто забыто (например, техника
захватов, которая в идеале составляет 50% всей техники нашего искусства, но
которая практически полностью выпала из технического арсенала стиля).
Хотя канонизация техники и
внесла системность, что было необходимо для того, чтобы придать каратэ свойства
именно японского искусства, в то же время очень многое было утеряно.
Простым, но ярким примером этого
является стандартизация стоек. Я провел небольшое исследование и полагаю, что
многие просто не видят очень важных моментов. В традиционном подходе обучения
боевым искусствам на Окинаве ("один на один"), точность и сходство каждой стойки
не являлись важным аспектом системы. Стойки и позиции могли видоизменяться и
адаптироваться для конкретной ситуации (и лично ученика.
Тут необходим более детальный
анализ стоек. На мой взгляд, позиции необходимо анализировать не только на
основании их силы или слабости в их статическом (конечном) положении, в процессе
анализа следует учитывать их стратегическую ценность. Каковы потенциальные
преимущества и неудобства при входе и выходе из каждой позиции?
Обычно стойки подразделяют по
внешнему и внутреннему воздействию. Другим способом определения стойки является
оценка ее пригодности как позиции для входа в противника. Такие стойки дают
возможность входить в атаку и попадать в зону расположения ног противника,
одновременно ограничивая ваши зоны поражения. Это такие стойки как Хангэцу,
Сотин, Сантин, Нэко и наиболее оптимальная из этого разряда - Кокуцу-дати,
причем как в окинавском, так и японском исполнении.
Эти вышеназванные стойки
являются наиболее идеальными по нескольким причинам. Их огромное преимущество
состоит в том, что в них тело и его вес расположены сзади, в то время как нога
(и рука) выбрасываются вперед в позицию входа, останавливая атаку. Руки и ноги
двигаются гораздо быстрее тела. После того, как атака остановлена, появляется
возможность выгодно использовать сложившееся положение для подавления
противника. Другим требованием для позиции входа является линейность стойки,
особенно при атаке сбоку. Широкая стойка создает из защищающегося более крупную
мишень.
Копии фотографий Гитина Фунакоси
в 1926 году (напечатаны в "Тотэ Дзюцу") наглядно показывают, что ранее все
стойки были линейными, это опять же повторяется в первом издании книги "Каратэ
Кёхан" и переводе Осимы. Но при более близком анализе оказывается, что это не
совсем так (на мой взгляд). В издании 1926 года показаны окинавские варианты
стоек, которые не были одинаковыми. Некоторые из фронтальных позиций являются
линейными, другие не совсем. Фотографии Фунакоси в первом издании "Каратэ Кёхан"
имеют дополнительный ключ к разгадке: все фотографии снабжены рисунками
отпечатков ног, как и в переводе Осимы. Фотографии хорошо демонстрируют все
отличия, о которых я говорю.
В первом издании "Каратэ Кёхан" отпечатки ног в ката Хэйян-Сёдан при выполнении
Фунакоси первых пяти движений, расположены точно по линии эмбусэн. В переводе
Осимы видна стандартизация стоек, даже не смотря на их узость они выходят за
линию эмбусэн. Ну и наконец, обращаю ваше внимание на фотографии из книги
Накаямы "Лучшее каратэ": все стойки широкие, за линией эмбусэн, как раз в
современной манере. На мой взгляд, здесь имеет место полная потеря понимания
применения позиций.
При атаке со стороны, стопы должны находиться на одной линии, как это и
показывает Фунакоси. Эта идея была потеряна в процессе стандартизации каратэ и
перехода к современной манере выполнения стоек. Например, если удар ногой
нацелен в боковую часть тела, определенно гораздо проще и естественней войти в
атаку, пропустив удар мимо тела, используя при этом линейную позицию. Выполнить
это движение в современной стойке гораздо сложнее, это займет больше времени и
усилий.
Дэвид Гимберлайн