ПЕРВЫЙ ПРИЕМ.
Прочувствовать свое тело. Напрячь и поочередно расслабить следующие группы мышц:
руки, лицо, ноги, мышцы спины и живота.
ВТОРОЙ ПРИЕМ.
Представить, что ваши мышцы начинают массироваться и разминаться кем-то
посторонним. При этом в них возникает чувство тепла.
ТРЕТИЙ ПРИЕМ.
Вообразить себя погруженным в воду и мысленно растворить свое тело в ней.
Последовательно растворить руки, лицо, ноги, спину и живот.
При выполнении этих
приемов возникает чувство эйфории, ощущение полета и внутреннего освобождения.
Наступает полное расслабление скелетной мускулатуры, кровеносные сосуды мышц
расширяются, улучшается питание мышечной ткани. Рефлекторно расширяется также
капиллярная сеть, питающая внутренние органы, и как следствие этого улучшается
их функционирование. Происходит распределение внутренней психической энергии,
основная часть которой в обычном состоянии направлена на мышечную сферу. При
выполнении приема 3 необходимо направить высвобождающуюся психическую энергию в
интеллектуальную сферу психики.
На начальном этапе
обучения очень трудно сохранить нулевое состояние психики и тела. Наше мышление
устроено так, что оно постоянно ищет объект приложения. Поэтому одна из самых
трудных ступеней медитации — это медитация на Пустоту, которая очищает нас, дает
нам новые силы и импульс к новой жизни и деятельности.
Для того, чтобы
сохранить полученное состояние, необходимо стараться ощутить себя парящим в
Пустоте, в Космосе, ощутить себя центром Вселенной, почувствовать единство с
великой Пустотой и всем миром, зафиксировать свое внимание на чувстве полета,
парения, на ощущении потери чувства тепла. Тело полностью исчезло, осталось лишь
одно активное состояние.
Добившись таким
образом перераспределения психической энергии в интеллектуальную сферу, мы
должны ее задействовать, то есть использовать для дальнейшего
самосовершенствования.
Медитация делится на
три важнейшие формы по степени активности мозга и тела:
— ДЗА-ДЗЕН — медитация
сидя;
— КИН-ХИН — медитация
в ходьбе;
— КЕЙКО-ДЗЕН —
медитация в движении, в тренировке.
— ДЗА-ДЗЕН —
практикуется в положении сейдза, которое является основной позицией сидя. С яп.
"СЕЙ" — основание, "ДЗА" — позиция. Кроме сейдза, можно употреблять позиции:
— ХАНКА — позиция
полулотоса;
— КЕККА — позиция
лотоса.
Позиция сейдза
является очень практичной, так как из нее легко можно принять любую стойку, а
так же в сейдзе можно сидеть продолжительное время.
ПОЗИЦИЯ СЕЙДЗА: колени
раздвинуты на ширину плеч, пятки находятся под ягодицами, большие пальцы ног
соприкасаются, замыкая энергетический круг. Позвоночник должен быть прямой и
перпендикулярный к полу. Надо представлять себе, что мы подвешены к потолку за
веревку, привязанную к волосам.
ПОЛОЖЕНИЕ РУК: левая
рука лежит на правой, большие пальцы рук сомкнуты, образуя вместе с
указательными пальцами круг, называемый по-японски "ЭНКО". "ЭНКО" ложится на пах
так, чтобы центр "ЭНКО" проектировался в тандэн. Руки лежат свободно на бедрах и
согнуты в локтях. Часть ладони шуто упирается в корпус. В ЗА-ДЗЕН все тело
должно быть расслаблено. Губы сомкнуты, язык должен слегка касаться верхних
зубов. Взгляд должен быть направлен на 1 метр от тела или под углом 45 град.
вниз. Глаза могут быть открытыми или закрытыми.