Для основателя Кёкусинкай Масутацу Оямы смысл всей его
подвижнической жизни заключался в возрождении каратэ как воинского искусства.
Провозглашая идеал Будо-каратэ, Ояма решительно отделял всю систему воинского
воспитания и практики от спорта, следуя воинской традиции Востока и духу Бусидо.
Однако возрождение каратэ как искусства Будо сочеталось с массовой его
пропагандой как «каратэ для миллионов», в том числе далеко за пределами Японии.
«Сильнейшее каратэ» продемонстрировало свою реальную мощь
прежде всего на спортивных татами, а чемпионаты мира по Кёкусинкай претендовали
на статус «Олимпийских игр в каратэ». Развитие стиля Кёкусинкай во многих
странах оказалось связано со спортивными организациями и олимпийским движением,
спортивными единоборствами и далекими от воспитания воинов методиками спортивной
подготовки.
За полвека существования каратэ Кёкусинкай оно прочно
утвердилось среди спортивных единоборств, закономерно изменив и целеполагание, и
ориентацию, и систему подготовки бойцов. Следствием явились стремительное
развитие этого вида спорта, впечатляющие спортивные достижения и ... приметы
забвения богатейшей воинской традиции, вырождения Кёкусинкай как изначально
воинского искусства и системы духовного воспитания.
Усугубление «вырожденческих» тенденций было бы не только
изменой традиции, рыцарским идеалам каратэ, но разочарованием для огромной массы
любителей традиционных воинских искусств Востока. Историческая правда в том, что
именно «фантастические» возможности каратэ обусловили неодолимый массовый
интерес к Кёкусинкай. Реальность наших дней — сохранение привлекательности
традиционного каратэ как здорового образа жизни, как «окна» в восточную культуру
и, что особенно существенно, искусства самозащиты.
Конечно, и спорт и воинское искусство имеют свои ценности.
Право на жизнь заслужили и элитарный спорт высших достижений, и элитарная
система традиционной воинской подготовки, и массовое спортивное движение, и
общедоступные формы обучения основам самозащиты. В диалоге Будо-каратэ и спорта,
так или иначе наследующего традиционные методы обучения и технический арсенал
каратэ, разумное согласие может быть достигнуто в формах Будо-спорта. Сущность
Будо-спорта — развитие спортивного единоборства при сохранении фундамента
традиционной «школы», а главное — самого духа воинского искусства.
Именно такая задача решалась Оямой при выработке правил
состязаний в Кёкусинкай. Контактный поединок должен был быть максимально
приближен к реальности боя. Он предназначался для испытания физической силы,
выносливости бойцов, их умения держать удары и терпеть боль, сохраняя боевой дух
и волю к победе. В общей системе Будо-каратэ, однако, это была лишь одна из
многих форм комплексного тестирования физической, технической и психологической
готовности и мастерства.
В ограниченной правилами безопасности и достаточно условной
состязательной форме с сокращенным до минимума техническим арсеналом решалась
лишь одна из начальных «ритуальных» задач воинской подготовки, требующая
атлетической закалки и бойцовского характера. В идеале же весь комплекс
воспитания воина формировал готовность и способность к смертельно опасным
поединкам не только с бойцами Кёкусинкай, но и с мастерами других единоборств, к
реальному противостоянию нескольким, в том числе вооруженным, противникам.
Реализация такой программы в традиционных школах,
воспитание мастеров-воинов требовали кропотливой и многолетней работы и особой
духовно-нравственной мотивации. Эта мотивация основывалась на почитании
выдающихся мастеров и духовных наставников, на исполнении святого долга носителя
традиции Будо и Бусидо. Понятно, что в идеале и в спортивных единоборствах
ценились бы всесторонне подготовленные и гармонично воспитанные бойцы,
обладающие силой слона, быстротой гепарда, выносливостью коня, храбростью льва и
мудростью дракона. Однако «чистым» спортсменам уготован «короткий век», работа
на износ во имя результата, неизбежная узкая специализация, гипертрофическое
развитие наиболее выигрышных природных качеств. Закономерное сужение поля зрения
(и, соответственно, сознания) у спортсмена-единоборца препятствует пониманию
боевого предназначения богатейшего технического арсенала каратэ. Внешнее же и
конечное целеполагание спорта вытесняет глубинную мотивацию совершенствования в
воинском искусстве.
http://atemi.org.ru/?grup=159&doc=947