Что может приблизить схватку к
реальности? Первое, что приходит в голову - это боксерские перчатки. Однако
автор не является апологетом бокса, хотя очень уважает его. Слишком сильно
перчатки изменяют фактуру человеческой руки, выводя из работы кисть и пальцы.
Захваты, естественно, исключаются. Пространство боя, заполненное четырьмя
кожаными шарами, гораздо теснее реального. Перчатки с открытыми пальцами уже
ближе к "правде жизни", хотя тоже не совсем то, что нужно. Перчатки не решают, к
тому же, проблему с приемами на суставы и сухожилия, т.к. не предохраняют от
болевых замков и заломов.
Во вторую очередь, значительно
огрубляется ударная техника. К примеру, грамотный рукопашник знает, что при
ударе в лоб по линии волос кулак столкновения не выдерживает (сомневающихся
отсылаю к классике: Джек Лондон - "Кусок мяса"). Хороший шлем достать не
проблема, но удар в скулу - это одно, а в нос - это другое, т.е. шлем исключает
в тренировочной работе такие тонкости, которые часто оказываются решающими. Тело
тоже неоднородно: солнечное сплетение или печень пробить легко, а вот пресс
гораздо труднее. Нагрудник не дает почувствовать внутреннюю структуру тела.
Другими словами, вместо живого человека из плоти и крови перед вами возникает
движущийся мешок для отработки ударов.
У работающего в протекторах -
притупляется чувство опасности. Это показал опыт многих соревнований, когда
борец принимал встречные удары в момент атаки на нагрудник или шлем и бросал
хорошего ударника. В реальной же ситуации нарваться на поставленный удар, да еще
на встречном движении, -- это почти конец. И еще в протекторах снижается свобода
движений, за исключением тех случаев, когда бойца обучали двигаться словно
ходячий манекен: колода вместо корпуса и руки-ноги на шарнирах. Тело неправильно
реагирует на пропущенный удар, отлететь от удара еще можно, а вот "загнуться"
уже не получится. Одним словом, реальному бою протекторы дают немногое, хотя на
определенном этапе, работа в них может существенно помочь процессу обучения
(всему есть свое место и время, если правильно выбрать то и другое).
Можно, конечно, сделать
антропоморфный манекен, но вот беда, двигаться он не может. Ультрасовременные
западные изобретения большинству занимающихся не по карману. Да и вряд ли
манекен даже с самой сложной программой сравнится с живым человеком по
непредсказуемости действий.
Попытка приблизиться к
реальности была сделана в стилях каратэ Кёкусин-кай и Асихара. Защитных
приспособлений нет, контакт полный, однако запрещен самый опасный удар - рукой в
лицо! В результате рисунок боя этих стилей выглядит, на мой взгляд,
неестественно. Еще один вариант: подготовить из десяти учеников одного бойца, а
остальные девять пусть залечивают ушибы, растяжения и переломы, но... где найти
девять таких энтузиастов? Говорят, что выход был найден в спецподразделениях -
работа на "куклах". Но, я, как и большинство занимающихся боевым искусством, к
подобным структурам не имею никакого отношения.
К упомянутым техническим
моментам нужно добавить психологический аспект. На практике именно он чаще всего
оказывается ведущим. Поэтому по сравнению с теми, кто "точит" технику в залах, в
выигрышной ситуации оказываются уличники, которые сложными техниками головы себе
не загружают. Зато они психологически чувствуют себя в реальной схватке как
"рыба в воде". Слово "реальность" для них не трудно достижимая абстракция, а
конкретная ситуация, в которой пощады ждать не приходится. При работе же в зале
я на уровне подсознания знаю, что через полчаса буду сидеть в раздевалке и
дружески беседовать с недавним "противником", вне зависимости от исхода
поединка.
Какой вывод напрашивается из
вышесказанного? Создать реальную ситуацию в спортзале практически невозможно.
Вот рекламировать "единственный и неповторимый боевой стиль" гораздо легче.
Когда еще там доверчивые на собственной шкуре убедятся.. А пока лишь бы деньги
платили.
Чтобы достичь реального
прогресса в боевом искусстве, нужно, в первую очередь, не спешить и осознать,
что это путь мастерства, ПУТЬ по большому счету, дорога на года и десятилетия
регулярных тренировок, поисков и размышлений, отрешенности и сосредоточенности.
За это время тело постепенно привыкает "держать" удары, разрушительные для
неподготовленного новичка. Просыпается своеобразное интуитивное чувство
опасности, позволяющее не подставлять голову под руки и ноги противника.
Одновременно идет накопление по крупицам реального боевого опыта. Например, что
такое удар в горло? Это когда 10 минут стоишь над умывальником и не можешь
остановить хлещущую слюну. А удар в затылок? Вот уж в прямом смысле "небо в
алмазах", и перед глазами вспыхивают радужные круги. А удушение? А перебитая
мышца или попадание по локтевому нерву, когда не мурашки по кисти, а по ковру
катаешься, забыв мгновенно о всяком там поединке. Мрачная картина? Бой есть бой.
Но для этого тоже нужно время, хотя бы для того, чтобы восстанавливаться после
очередных "крупиц" и готовиться к новым.
В плане психологической
подготовки очень многое дает посещение чужих спортзалов. Там ты хоть и не враг,
но и не совсем друг. Кто знает, чего от тебя ждать? Лучше уж сразу самим
придавить всей атмосферой. Ведь бой - это, в первую очередь, столкновение
характеров, и тому, кто не был в подобной ситуации, тяжело представить, что
такое столкновение с общей недоброжелательностью целого зала. Недаром было
сказано: "дома и стены помогают". Здесь как раз обратное.
В заключение можно сказать, что
формирование реального мастера - это многолетний путь балансирования на грани
между боевым балетом и откровенной дракой. Путь долгий, и идти по нему
действительно дано немногим. Для этого нужно очень любить свое дело, любить не
за "крутость" или деньги, которые на нем зарабатываешь... Впрочем, основная
черта любви именно в том, что логически она необъяснима.
Дмитрий Медведев