Как уже указывалось, вовремя тренировки, с целью
усовершенствования ката, концентрация должна быть полной. То есть, при
тренировке ката ум не должен быть занят ни чем больше, даже другими аспектами
каратэ, а сконцентрирован только на совершенствовании ката. Если ум погружен
таким способом, то можно выполнять даже очень простое движение, например первый
шаг первого ката, Тайкиоку Ичи, в течении многих часов, не чувствуя при этом ни
капли умственной усталости. Сосай Мас Ояма тренировался выполнять 100 ката
каждый день во время уединения в горах в Киецуми. При этом он разбивал
тренировочное занятие на 3 этапа. Каждый из этих трех этапов обращается к разным
принципам тренировки ката. Таким способом можно достичь максимального результата
от ваших усилий сконцентрироваться. По мнению Сосая Мас Оямы, эти три принципа
такие:
1. Темп техники
2. Точки напряжения силы
3. Контроль дыхания
В тренировках под руководством Сосая эти моменты
постоянно подчеркивались. Работая по очереди с каждым моментом, затем объединяя
все три в одно или два ката за тренировку, способность к уверенному выполнению
впечатляющего ката увеличивается в значительной мере. Давайте посмотрим
индивидуально на каждый момент, чтобы в более полном объеме понять их значение.
Будучи каратека, мы должны помнить важность роли ката в нашем искусстве.
Концентрируясь на тех моментах мастерства, как было обрисовано выше, мы добьемся
быстрого усиления контроля в ката, в прямом соотношении с количеством
правильных, сконцентрированных тренировок.
Темп техники
В ката постоянно имеет место смена темпа техник.
Каждое ката имеет свои низкие и высокие моменты. Важно, конечно, сначала изучить
последовательность шагов; это занимает относительно короткое время. После этого
студент учится находить моменты скорости в движении, а затем балансирует их с
моментом медленного напряжения. Таким способом он доводит ката до его высоких
моментов с плавностью и осознанием цели.
Он также обнаруживает те комбинации, которые
выполняются в быстром потоке, а также те комбинации, которые выполняются в
уравновешенном, не изменяющемся, медленном темпе. Он выискивает моменты сбитого
ритма в ката, где время выполнения техник регулируется тонко, с тем, чтобы сбить
с толку противника, нарушая выбор времени и вместе с этим - его способность
защищаться и отбивать удары. Без такой вариации темпа, не может быть высоких
моментов концентрации энергии, не может быть грации, а значит и ничего, кроме
танца бессмысленных движений. В реальном бою нужно осознать постоянно
колеблющийся ритм и соответственно адаптироваться. Если боец не может так
адаптироваться, он часто будет терять полный контроль над ситуацией, и возможно,
будет реагировать, не представляя действительной угрозы. Другими словами, ничего
никогда невозможно было достичь без постоянной осторожности в моменты, когда это
необходимо, и “контролируемой свирепости", когда темп увеличивается. Это
универсальный принцип. Во всех видах спорта, мастер - это тот, кто научился
контролировать темп во всем движении и осознавать, когда появляется
необходимость его изменить. Когда необходимо, он может наступать тяжело, с
грубой силой, но он может также контролировать свою технику и ритм, если это
более соответствует ситуации.
Моменты Напряжения Силы.
Под моментами напряжения силы имеется в виду, что
концентрация силы очень сильно изменяется от техники к технике. Некоторые
движения выполняются быстро, при возможности в более расслабленном состоянии,
позволяя гладкому потоку движения отдавать силу. Другие техники выполняются со
всей силой, которой человек владеет, достигая высшей отметки в той единой точке
чистой сфокусированной энергии.
Техники, сопровождаемые киай - это обычно высокие
моменты ката, и сила - полная. Временами сила идет от твердости тела, как Земля,
недвижимая гора. В других случаях сила приобретает чувство Воды - сила
происходит от приспособляемости и способности протекать через движения. Сила
может быть как Огонь, свирепо разрушительная и сильно горячая, чтобы к ней
приблизиться. Вы чувствуете себя как “Бог энергии”, и что вас невозможно
остановить. Или сила может иметь элемент Ветра, циклона, который быстро
разрушает все на своем пути. Человек вызывает чувство, что его никогда
невозможно схватить, он - как морской ветер. Выше этих элементов - Вакуум
(пустота), чье влияние дает ката всеобъемлющее спокойствие и дисциплину, не
оставляя сомнений в полном контроле, которым владеет каратэка. Занимаясь каратэ,
студент придет к оценке моментов напряжения и чувств, которые их сопровождают.
Не путайте моменты напряжения силы с физическим
напряжением. Иногда моменты силы достигаются чисто техникой и целостностью всего
тела в движении, с минимальным напряжением. Это принцип Теории Круга и Точки, а
также концентрация центробежной силы. Здесь нет напряжения, и все же огромная
сила происходит из гибкости и скорости движения.
Контроль дыхания
Контроль дыхания в ката - это жизненно важный
момент. Нужно научиться соотносить дыхание с темпом движений и моментами
напряжения в ката. Например, в ката Санчин сила движений исходит из глубины
дыхания ибуки. В технике, сопровождаемой киай, дыхание полностью координируется
движением тела. Пока правильное дыхание в ката не становится естественным, нужно
постоянно осознавать поток воздуха, который входит и выходит из легких.
Постарайтесь проанализировать правильный выбор времени для вдоха и выдоха, и
относитесь к этому выбору с такой же важностью, как и к техникам.
"Человек, который овладел правильным контролем
дыхания, может быть спокойным, даже в окружении сильных врагов, во время
землятресения и пожара."- Мас Ояма.
Контроль дыхания объединяет тело, ум и дух и
является таким же важным для правильного применения техники, как и физическая
сила. Нужно серьезно изучать модуляцию дыхания и его координацию с телом при
выполнении всех техник. Если вы сравните контроль дыхания с различными
состояниями ума, вы заметите очень сильную зависимость. Когда человек спокоен и
умственно расслаблен, его дыхание - спокойное, глубокое и ровное. Когда он
нервный или взбудораженный, дыхание - более быстрое и мелкое. Если вы увидите
кого-нибудь, когда он зол и теряет контроль над собой, обратите внимание на
дикие колебания его дыхания. Изучение контролирования дыхания успокоит нервы,
привнесет дисциплину в ум, и в целом повлияет на всю жизнь.
Даже в самых базовых ката, должна быть идеальная
координация дыхания, если вы хотите контролировать свои движения. Иногда дыхание
задерживается на момент, а иногда необходимо сделать резкий выдох.
Есть что-то первобытное в дыхании. Если вы
когда-нибудь окажетесь в одиночестве на отвесной скале, и вокруг не будет
никого, и только волны, разбивающиеся о берег внизу, и дождь, падающий вам на
лицо, вы поймете, что значит - быть живым, и вы познаете могучую близость с
элементами, которые вы чувствуете. В такие времена приходит неописуемое желание
закричать на все легкие, так чтобы вас услышал весь мир.