Прелюдия, или Приглашение на избиение
сценарии и защиты
письмо читателю
из обновленной книги "Искусство Быть Другим"
...Вы спрашиваете, как совместить внутреннюю свободу с
внешней необходимостью? Подонок оскорбляет женщину, издевается над ребенком,
нападает на Вас - какой выбор тут, какая свобода?..
Вы правы: в подобных положениях никакие предписания не
работают, каждый управляется только своим инстинктом и совестью. Не подскажешь,
когда расслабляться и глубоко дышать, когда напрягаться и бить по морде, а когда
бежать без оглядки - и мне довольно того, что я знаю свои личные правила и по
возможности выполняю их...
Сам-то я, было время, перед лицом таких надобностей то и
дело оказывался растерянным и беспомощным: стоишь, что-то соображаешь, мямлишь,
а в это время уже оскорбили, избили, унизили... Или наоборот - кто-то вякнул,
что-то звякнуло, а ты, не успев ничего сообразить, уже ввязался в драку, наломал
дров - словом, был крепок, что называется, задним умом, и чем жесточе себя за
это казнил, тем хуже обстояли дела.
Постепенно, однако, "задний ум" удалось, худо-бедно,
перевести в "передний" - я изучил вопрос о битье, могу уверить вас, досконально.
Темой моего исследования стало: как человека бьют?
Как? Очень просто: подходят и бьют. Просто бьют.
Вас много били? Меня не очень, но мне было достаточно, и
поэтому я долгое время старательно избегал людей, которые бьют. Избегание,
однако, не давало творческого удовлетворения главным образом потому, что
вышеупомянутые персоны обычно появляются в ситуациях, когда их не ждешь и не
избежишь.
Сообразив, что так дело не сдвинется, я решил изменить
политику. Слегка подстраховавшись боксом и каратэ, пошел навстречу битью.
Конечно, не с целью быть битым (этого, повторяю, было достаточно), и не для
того, чтобы бить самому (тоже более или менее насытился), а исключительно ради
исследования психологии бития - чтобы выяснить, в какой мере оно определяет
сознание, а в какой наоборот.
Ради этой цели я не только не избегал людей, которые бьют,
но искал их, как охотник дичь, и вступал с дичью в исследовательское
взаимодействие.
Я пробовал разные варианты общения, я изучал разные
ситуации, в которых бьют человека, я изучал людей, которые бьют. Какие при этом
были побочные медицинские эффекты, научного интереса не представляет.
Главное - оказалось, что человека никогда не бьют просто
так, а всегда с некоторой подготовкой. (Есть еще термины "предварительная игра",
"прелюдия", но это из несколько иной области.)
К человеку подходят и просят: "Дай закурить", а если при
этом хотят снять часы, то сперва интересуются, сколько времени. Его могут
спросить, какая погода нынче в Антарктиде или как он относится к президенту
Абабуа, могут также заметить, что он напрасно надел очки, все равно темно; можно
и просто нечаянно толкнуть, потом еще раз нечаянно толкнуть, а потом бить. Но
всегда, железно: сначала создается психологический сценарий битья, и этот
сценарий разыгрывается, осуществляется - а потом бьют. Избиваемого сперва
обязательно вводят в роль избиваемого, а потом бьют. И себя непременно,
обязательно вводят в роль бьющего, а потом бьют. Помните? - "Волк и ягненок" -
вот-вот, без сценария и без роли никак нельзя, без прелюдии бить не полагается,
просто так бить неудобно, просто так бьют только психи, которых за это бьют.
Вопросы же и всевозможные замечания представляют собой не
что иное, как способы вызова на роль: человеку дают приглашение на избиение, на
которое он должен как-то ответить и которое еще не очень правильно называется
провокацией - какая там провокация, человека бьют. Сценарий же всегда
многовариантный и гибкий, как мозг гения, творческая фантазия бьет опять же
ключом.
Вот только пять вариантов из исследованных двухсот с
лишком.
Серия "Дай закурить"
Вариант Отказной Простой
- Дай закурить.
- Не дам.
- Не дашь?! Ах ты... (Бьют).
Вариант Отказной Нажимной
- Дай закурить.
- У меня нет.
- Врешь.
- Не вру.
- Покажь карман.
- Не подумаю.
- Не подумаешь?! (Бьют.)
Вариант Соглашательский
- Дай закурить.
- Пожалуйста.
- Ты чего рваную даешь, ты...
- Вот целая.
- Сырая, давай посуше.
- Пожалуйста.
- Да это же... Тьфу... - это же блевотина. Это ... а не
сигарета.
- Да что вы, бог с вами, какая же блевотина?
- Такая же, как и ты!.. (Бьют.)
Вариант Мини
- Дай закурить.
- Сейчас (жертва лезет в карман за пачкой, в это время
бьют).
Вариант Полюбовный
- Дай закурить.
- А ведь вы меня хотите побить...
- Какой догадливый, а? Сговорчивый! (Бьют.)
Вы уже поняли, в чем дело? Просто так не бьют, нет, просто
так только убивают, а приглашение на битье требует соответственного ответа, то
есть творческого соучастия в битье самого избиваемого. Когда человека бьют, его
сперва включают в поле взаимодействия - поле ожидания - а потом бьют (включение
в поле ожидания происходит и во всех иных общениях - женское кокетство,
например).
Поведение избиваемого, равно как и бьющего,
запрограммировано границами этого поля, и запрограммировано, надо сказать, с
немалой надежностью: извинением ли, робким согласием, протестом или попыткой
оттянуть время видимостью непонимания избиваемый так или иначе сам ведет дело к
тому, что его бьют. Человеку сперва внушают, что он должен быть бит, а потом
бьют. И вот в этом вся соль битья - в процессе внушения, ожидания и обратной
связи.
http://samooborona.org/stati.php