1942 год часто упоминается как дата, с которой
начинается современное айкидо. Именно в то время ДАЙ НИХОН БУТОКУКАЙ,
стремившийся к стандартизации в методологии преподавания и номенклатуре
современных боевых искусств Японии. Таким образом, айкидо встало в один ряд с
дзюдо, кэндо, кюдо и другими современными боевыми искусствами. Применительно к
становлению искусства Морихэй Уэсиба, 1942г., по совпадению, был отмечен общей
переменой в его жизни, поскольку в том году, в середине Второй Мировой войны,
основатель удалился в ИВАМА. Именно там, ценой величайших усилий, он оттачивает
свое техническое мастерство и достигает высшего духовного уровня. Основатель сам
признавал, что именно за проведенные в Ивама годы он довел свое айкидо до
совершенства.
ДЗАЙДАН ХОДЗИН АЙКИКАЙ, учрежденный АЙКИКАЙ ХОМБУ
ДОДЗЁ фонд, был зарегистрирован в префектуре Ибараги 9 февраля 1948г. и явился
историческим преемником организации Кобукай. Хомбу Додзё переместилось в Ивама
из-за отсутствия условий для занятий в послевоенном Токио. Кроме того, искусство
Уэсиба не было широко известно и поэтому посещаемость занятий была низкой.
Морихэй Уэсиба проводил большую часть времени в Ивама, поглощенный земледелием и
интенсивными тренировками, а нынешний ДОШУ, Киссёмару УЭСИБА служил в фондовой
компании Осака Сёкэн. Таким образом, Айкикай, где преподавание велось
эпизодически, практически бездействовал.
Одному восторженному ученику Уэсиба довоенного
периода, Годзо СИОДА, посчастливилось в 1950г. устроиться на работу охранником в
компанию, где возникали беспорядки среди рабочих. В 1952г. он начал регулярно
преподавать айкидо на некоторых предприятиях компании. В этот же период Сиода
провел в полицейских участках несколько выступлений с показом айкидо.
Результатом его деятельности впоследствии стало создание ЁСИНКАН АЙКИДО.
Примерно в это же время в Университете Васэда
были посеяны семена ТОМИКИ АЙКИДО. В апреле 1951г. руководство университетским
клубом дзюдо принял Кэндзи ТОМИКИ, который, наряду со стандартным обучением,
экспериментировал с серией приемов, исполняемых на дистанции и называемых РИКАКУ
ТАЙСЭЙ. По существу это была техника айкидо, которую Томики считал необходимой
составной частью, дополняющей общую программу дзюдо. С апреля 1952г. Томики
начал вести официальные курсы "упражнения дзюдо", сначала для женщин, а затем
для смешанных групп. Программа этих курсов включала также ката айкидо и в этот
период проводилось много предварительных исследований, впоследствии
реализованных в системе Томики.
Следует также упомянуть, что племянник Морихэй
Уэсиба, Нориаки ИНОУЭ, известный тогда под именем Хокэн, был активен в Токио,
обучая персонал авиабазы Татикава вплоть до начала Корейской войны. Позже он
преподавал в Ёёги Синмати. Впоследствии, примерно в 1956г., его искусство стало
называться СИНВА ТАЙДО и, наконец, СИНЪЭЙ ТАЙДО. Иноуэ рано стал независимым от
своего дяди и, судя по всему, его контакты с Айкикай Хомбу Додзё были
минимальными.
К этому времени основатель начал понемногу
выезжать из Ивама. Важным событием для борющегося за свое признание нового
искусства стало большое показательное выступление, которое состоялось в 1954г. в
Токийской Гимназии в Сэндагая. Около 15.000 человек присутствовало на этом
показе, который можно назвать первым после войны крупномасштабным представлением
публике айкидо. Среди участников были Годзо Сиода и Коити ТОХЭЙ и вызванный этим
событием резонанс немало способствовал тому, чтобы название айкидо стало
извеcтным. Затем, в 1956г. Айкикай провел серию показательных выступлений с
участием основателя Уэсиба, которые продолжались в течение пяти дней в
универсальном магазине Такасимая в Нихомбаси. Примерно в это же время Киссёмару
оставляет службу в фондовой компании чтобы целиком посвятить себя преподаванию
айкидо.
Наряду с этим, Айкикай получает поддержку в лице
прибывшего летом этого же года французского дзюдоиста Андре НОКЕ, который стал
Учидэси в Айкикай Хомбу Додзё и жил в семье Уэсиба. Ноке имел хорошие связи в
дипломатических кругах и не только с энтузиазмом занимался айкидо, но и
приглашал на тренировки в Айкикай в качестве зрителей высокопоставленных лиц.
Несколько наиболее талантливых последователей, вступивших в Айкикай после войны,
начали преподавание в других местах и повсюду стали возникать филиалы. Среди
этих инструкторов были такие хорошо известные мастера, как Кисабуро ОСАВА, Коити
ТОХЭЙ, Хироси ТАДА, Сёдзи НИСИО, Сэйго ЯМАГУТИ и Нобуёси ТАМУРА (названы лишь
некоторые). Сигэнобу ОКУМУРА, хотя и был занят на службе полный рабочий день,
также играл активную роль. Фукико СУНАДОМАРИ возглавляла женский
преподавательский состав, а также занималась внутренними проблемами додзё и
делами семьи Уэсиба.
Среди помощников Сиода в распространении Ёсинкан
Айкидо были такие личности, как Киёюки ТЭРАДА, Сигэхо ТАНАКА, Тадатака МАЦУО и,
позднее, Такаси КУСИДА и Кёити ИНОУЭ. Ёсинкан был очень активен, проводя
показательные выступления, и его деятельность не оставалась незамеченной
средствами массовой информации.
Несмотря на различия в программах обучения и
организационных структурах стилей Айкикай, Ёсинкан и Томики Айкидо,
сформировавшиеся в период КОБУКАН ДОДЗЁ личные узы сохранялись. Например,
Айкикай и Ёсинкан нередко участвовали в одних и тех же показательных
выступлениях, а Кэндзи Томики преподавал время от времени в Айкикай в середине
50-х годов.
Айкикай продолжал развивать довоенные достижения
Морихэй Уэсиба под сенью его авторитета, а в середине 50-х годов приступил к
созданию сети филиалов и университетских клубов, которые впоследствии были
объединены в федерации. Кроме того, Айкикай постепенно сформировал солидный
преподавательский состав на основе программы обучения Учидэси. В результате
образовалась тесно сплоченная команда молодых инструкторов-профессионалов,
дополнявших старших преподавателей. Именно организационные успехи и активная
подготовка инструкторов обеспечили Айкикай численное превосходство над другими
направлениями. Эти достижения во многом были заслугой Киссёмару Уэсиба и его
ближайших соратников.
Необходимо также упомянуть о вкладе Коити Тохэй в
становление организации Айкикай. Выдающийся мастер боевых искусств и
коммуникабельная личность, Тохэй проводил значительное время за границей,
преимущественно на Гавайях, где быстро выросло число активных последователей
айкидо. Кроме того, Тохэй преуспел в сборе финансовых средств для организации
Айкикай, которая в первые годы своего существования очень нуждалась в деньгах.
Он также входил в узкий круг людей, принимавших в Айкикай решения и был свояком
Киссёмару - оба были женаты на сестрах. Впоследствии они оказались втянутыми в
ожесточенный конфликт, который привел к их окончательному разрыву, но в то время
они работали вместе и айкидо процветало.
В конце 50-х годов Морихэй Уэсиба делил свое
время между Ивама и Токио. Он также стал чаще ездить по стране. Вместе с тем, в
тот период Уэсиба не был обременен административными и организационными делами
Хомбу Додзё и выступал прежде всего в роли наставника и символа высших целей
искусства.
В университете Васэда в конце 50-х и начале 60-х
годов Томики продолжал эксперименты по введению в айкидо соревнований. На этом
этапе было разработано и проверялось ТОСЮ РАНДОРИ или рукопашное состязание в
свободном стиле. Томики хотел получить от основателя одобрение своей
деятельности и между Томики и Айкикай состоялся обмен мнениями, в котором
посредником часто выступал Сигэнобу Окумура. Однако, основатель проявлял
твердость в этом вопросе и непреклонно стоял на том, что в айкидо не должно быть
состязаний. Раскол между Айкикай и Томики углубился и он продолжал действовать
самостоятельно.
1960г. был ознаменован тем, что именно тогда
впервые был проведен ежегодный Всеяпонский фестиваль айкидо. Показ состоялся в
Токио. Это событие позволило осознать факт распространения айкидо и
почувствовать единство внутри структуры Айкикай. На протяжении многих лет
фестиваль проводился в Хибия Кокайдо, а начиная с 1977г. - в НИППОН БУДОКАН, в
его теперешнем здании. Кроме того, начало 60-х характеризовалось неуклонным
ростом организации Айкикай, создававшей региональные и национальные
университетские федерации. Появление клубов во многих университетах обеспечило
распространение айкидо в сфере бизнеса и свободных профессий Японии.
Ёсинкан, в свою очередь, поддерживал высокую
репутацию школы, проводя многочисленные показательные выступления. В 1962г. на
показе Ёсинкан Айкидо присутствовал Роберт Кеннеди, брат Джона Ф.Кеннеди. Кроме
того, Ёсинкан умудрился спровоцировать недовольство среди служащих полицейских
органов, чтобы предложить свои тренировочные программы. Инструктаж полиции
начался около 1960г., а в 1967г. Кёити Иноуэ приступил к обучению
женщин-полицейских в Токийском столичном управлении полиции. В 1970г. он стал
штатным инструктором и в настоящее время на его попечении находится около 1.000
практиканток.
К середине 60-х годов айкидо оказывается в одном
ряду с основными воинскими искусствами Японии. Ему отводится важное место на
страницах газет и книг, в телевизионных передачах. Кроме того, в школы айкидо
хлынул поток иностранных практикантов - факт, который не ускользнул от внимания
японской публики. Хотя ранее за границу уже выезжали такие мастера, как Минору
МОТИДЗУКИ, Тадаси АБЭ, Масамити НОРО, Аритоси МУРАСИГЭ, Муцуро НАКАДЗОНО и Коити
ТОХЭЙ, Айкикай начал систематически направлять в Европу и США многих бывших
Учидэси. В их числе были Тамура (Франция), Тада (Италия), Сэйити СУГАНО
(Австралия), Ёсимицу ЯМАДА, Мицунари КАНАЙ и Сюдзи МАРУЯМА (США), Кадзуо ТИБА
(Англия) и Кацуаки АСАЙ (Германия).
В конце 60-х годов основатель, достигший
преклонного возраста, тяжело заболел. Его кончина 26 апреля 1969г. ознаменовала
завершение целой эпохи. Киссёмару сменил своего отца и в качестве Второго Дошу
продолжал руководить организацией Айкикай. В стенах Хомбу Додзё формировалось
новое поколение преподавателей из числа Учидэси, вступивших в Айкикай в начале
второй половины 60-х годов. Среди них отличались активностью Мицуги САОТОМЭ,
Норихико ИТИХАСИ, Масандо САСАКИ, Сидзуо ИМАИДЗУМИ, Кэндзи СИМИДЗУ, Нобуюки
ВАТАНАБЭ, Мамору СУГАНУМА, Сэйсиро ЭНДО и Корэтоси МАРУЯМА. Значительных успехов
добились также некоторые из иностранных практикантов, многие из которых
приезжали со всего света специально изучать айкидо. Киссёмару имел мощную
поддержку Осава и инструкторов старой гвардии, пришедших в додзё в первые
послевоенные годы.
Однако, с уходом со сцены основателя становились
все более явными различия в методах преподавания Коити Тохэй, который
акцентировал внимание на КИ, и Киссёмару, на чьей стороне выступали другие
Сиханы. Преемники Айкикай выросли и должны были разойтись. Попытки Тохэй
навязать свои методы Айкикай встречали мощное сопротивление и, в конце концов, в
сентябре 1971г., под давлением неблагоприятных обстоятельств он создал
независимую от Хомбу Додзё организацию КИ НО КЭНКЮКАЙ.
К марту 1974г. ситуация заметно ухудшилась;
надвигался крупный раскол. Наконец, побуждаемый событиями, имевшими место во
время совместного с Киссёмару турне по США в апреле 1974г., Тохэй заявил 30
апреля того же года о своей отставке. Одновременно он учредил СИНСИН ТОИЦУ
АЙКИДО (Айкидо с координацией разума и тела). Последствия этого разрыва были
опустошительными как в Японии, так и за рубежом, особенно в США. Школам было
предложено выбрать на чьей они стороне и вчерашние друзья стали врагами. Помимо
затруднений и переживаний испытанных обеими сторонами, мир айкидо оказался в
состоянии глубокого психологического шока, оправиться от которого он смог только
спустя годы.
Для Ёсинкан начало 70-х годов также было
нелегким. Между Сиода и одним из его спонсоров, который также управлял додзё,
произошел спор. Это привело к тому, что в отставку подали спонсор, правление в
полном составе, а также все до одного инструкторы Ёсинкан Хомбу Додзё. Более
того, школа переместилась из центра города в труднодоступное предместье Коганэй.
Хотя структура организации в целом сохранилась, Ёсинкан был очень ослаблен
изнутри в результате массовых отставок и ему потребовалось много лет на
восстановление своего преподавательского состава.
К середине 70-х годов ситуация в Айкикай
стабилизируется и сын Киссёмару, Моритэру, постепенно становится все более
заметной фигурой. В качестве нового ВАКАСЭНСЭЯ его заботливо готовили
унаследовать от своего отца титул следующего Дошу. Занимавший тогда пост
ДОДЗЁ-ТЁ Кисабуро ОСАВА постоянно находился в центре внимания в качестве
полноправного лидера и много времени проводил в зарубежных поездках. Побуждаемый
событиями в Европе, прежде всего во Франции, Айкикай принял решение о создании
официальной международной структуры, которая позволяла бы более эффективно
наблюдать за развитием айкидо как в Японии, так и за ее пределами. В результате,
в 1976г. была учреждена МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АЙКИДО для зарубежных стран и
Всеяпонская федерация айкидо для сети национальных школ. Структура Айкикай в
самой Японии к тому времени уже была достаточно высокоорганизованной и создание
национальной федерации явилось в большей степени формальным актом, нежели шагом,
направленным на достижение единообразия среди национальных коллективов айкидо.
Система Айкикай, с густой сетью филиалов, покрывающей всю страну, обладала
значительной инертностью. Располагая прочной основой в Японии и создав
официальную международную структуру, Айкикай энергично приступил к защите своих
интересов за рубежом.
В конце 60-х и начале 70-х годов в Айкикай на
преподавательскую сцену вышли новые лица, представляющие поколение инструкторов
80-х годов, в том числе Масатоси ЯСУНО, Итиро СИБАТА, Сёдзи СЭКИ, Цурудзо
МИЯМОТО, Ёсиаки ЁКОТА и Хаято ОСАВА. Они приняли на себя часть преподавательских
обязанностей в Айкикай и часто выезжают за рубеж проводить семинары.
Любой рассказ о процессе развития Айкикай в самой
Японии в 70-80-х годах был бы неполным без упоминания о деятельности Ясуо
КОБАЯСИ. Бывший Учидэси, Кобаяси открыл свое первое додзё в Кодайра в 1969г.
Вслед за этим он приступил к созданию сети школ, известных как Кобаяси Додзё,
число которых к 1990г. достигло восьмидесяти. Причем, этот подвиг был совершен
целиком в рамках структуры Айкикай. Залог успеха Кобаяси заключается в том, что
он сумел сформировать коллектив преданных инструкторов и наладить отличную
систему коммуникаций. Его группа имеет простую, гибкую, лишенную бюрократических
признаков структуру.
В настоящее время айкидо является неотъемлемой
частью общественной жизни Японии. Айкикай имеет за плечами более чем
сорокалетнюю историю и около 1.000 дочерних додзё. Он пережил крупный раскол,
вызванный уходом Тохэй, а также потерял немало других преподавателей, каждый из
которых пошел собственным путем. Преемственность в переходе лидерства к
следующему поколению в лице Моритэру Уэсиба, судя по всему, обеспечена.