Наконец,
по мере совершенствования ученика, будет удивлять бесконечное количество приёмов
с разными вариациями и применением, отличающихся рациональностью и
экономичностью движений. Только после овладения сложными движениями Айки-до
он поймёт центральное значение ки - как индивидуальной энергии, так и
энергии Вселенной. И затем он начнёт ощущать глубину и сложность Айки-до
как боевого искусства.
Короче
говоря, только реальные занятия Айки-до могут дать полное
понимание основной сущности бу-до - постоянная тренировка тела и
разума как основной путь духовного развития человека. Только тогда можно
полностью понять отказ от соревнований и турниров и пользу
показательных выступлений, цель которых - показать процесс постоянной
тренировки, а не утвердить свою личность.
Но
вернёмся снова в Японию. Термин “Айки-до” появился в Японии примерно в
1942 году. О-сэнсэй Морихэй Уэсиба неоднократно менял название своей
школы, пока не остановился на таком коротком, но очень ёмком слове – "Айки-до".
Ниже мы рассмотрим те основные вехи в жизни О-сэнсэя, которые привели его
и его Айки-до к мировой славе.
1902 год.
Молодой Уэсиба приезжает в Токио, где начинает заниматься торговлей.
Вечерами он занимается дзю-дзюцу в Тэнсин Синъё-рю (по другим
источникам в Кито-рю) и фехтованием в Синкагэ-рю. Эти тренировки
не продолжались долго, но даровали Уэсибе намёк на его истинное призвание
- путь воина духа. В этом же году Уэсиба добился того, что его призвали в
армию (сначала ему отказывали в виду его слабого здоровья и малого роста, но
регулярными физическими занятиями он довёл своё тело до нужного состояния).
1903 год.
Проходя службу в резервных частях под Осакой, Уэсиба записался в
до-дзё Масакацу Накаи в пригороде Сакаи, где занимался там в дни
увольнений. Накаи был выдающимся мастером боевых искусств и преподавал
Ягю-рю дзю-дзюцу в сочетании с приёмами фехтования мечом и копьём. В это же
время Уэсиба занимался ещё у одного учителя по имени Цубой.
1908 год.
Уэсибе было выдано свидетельство о праве преподавания Гото-ха Ягю-рю
дзю-дзюцу, и он сразу открывает своё до-дзё.
1915 год.
На острове Хоккайдо Уэсиба знакомится с Сокаку Такэда (1860-1943).
Такэда был величайшим мастером бу-до, потомком клана Айдзу,
самого воинственного клана самураев. В своих постоянных поединках с другими
мастерами Такэда обошёл всю Японию, при этом, не упуская случая научиться
чему-нибудь новому. Результатом накопленного Такэдой опыта стало создание
нового направления, которое Такэда назвал Дайто-рю айки-дзюцу. Как
только Уэсиба увидел в действии искусство Такэды, он сразу
записался на десятидневный курс, а по его окончании ещё на один. Но по
прохождении второго курса Уэсиба продолжает ещё в течение семи лет брать
уроки у этого мастера. А в 1922 году Такэда выдал Уэсибе диплом
полноправного учителя Дайто-рю.
1920 год.
Уэсиба переезжает в Аябэ, где преподаёт своё искусство в религиозной
организации Омото-кё, членом которой он стал в 1919 году. Глава
Омото-кё Ванисабуро Дэгути любил и уважал Уэсибу и наделил его
большой властью и ответственностью. Дэгути говорил ему: “Ты должен
сделать бу-до своей жизнью. Ты обладаешь силой сдвигать горы. Так делай
это!” Следуя его совету, Уэсиба открыл школу боевых искусств - “Школу
Уэсибы”. Он учил главным образом тех, кто имел какое-то отношение к
Омотэ-кё, но его слава мастера боевых искусств очень быстро распространилась
среди остальных. Он очистил и обработал участок земли рядом с основным залом
Омото-кё, вёл независимую жизнь фермера и воплощал в жизнь свою идею о
непременном единстве бу-до и фермерства. Ключевым моментом в его поисках
истинного духа бу-до стало изучение котодамп, духовных функций,
которые выполняют звуковые колебания, и постепенно он приходит к объединению
духа, разума и тела. Помимо этого Уэсиба много тренируется по ночам на
открытом воздухе с копьём и мечом. Он развесил на ветвях деревьев, окружающих
до-дзё, мячи, сделанные из губки, и с их помощью быстро достиг совершенства
в работе с копьём.
1923 год.
Уэсиба официально называет своё искусство Айки Бу-дзюцу. Айки
Бу-дзюцу - это буквально вливание духа в классические движения боевых
искусств. “Дзюцу” - это “техника”, в отличие от которой “до”
означает “путь” или “метод”.