Рано или
поздно все занимающиеся задают вопрос: "Что есть Айки-до?". Даже опытные
ученики затрудняются дать прямой ответ. Более того, люди, которые видят
движения и приемы Айки-до впервые, бывают разочарованы или настроены
скептически, у них появляются многие вопросы и сомнения. Такие люди могут быть
отнесены к одной из двух групп.
Первая
группа включает тех, кто рассматривает Айки-до с точки зрения
определенных представлений о боевых искусствах, сформировавшихся на основе
прочитанного или услышанного. Наблюдая показательные выступления по Айки-до,
они по существу оказываются разочарованы, поскольку ожидают демонстрации грубой
силы, единоборства, насилия и даже смертельных приёмов. С первого взгляда
Айки-до с его красивыми плавными движениями кажется ненасильственным
и даже пассивным. Часто раздаются такие комментарии как: "Всё кажется заранее
запланированным и похожим на балет", "В движениях нет переломного момента,
высшей точки", "В критической ситуации это было бы неэффективно", и т.д. Эти
критические высказывания вполне понятны - они исходят в основном от молодых
людей, ищущих острых ощущений победы и завоевания, или от тех, чьи стереотипы
боевых искусств состоят из стрельбы, ударов, пинков, нанесения ранений и
уничтожения людей.
Во вторую
группу входят те, кто познакомился с современными формами боевых искусств,
особенно с соревновательными формами, и рассматривает Айки-до с точки
зрения соревнования. Их критические высказывания разнообразны: "Почему в
Айки-до нет турниров на звание чемпиона, как в дзю-до, карате
и кен-до?", "Почему оно ограничено показательными выступлениями, хотя
одна лишь их демонстрация производит очень сильное впечатление?", "Из-за
отсутствия соревнований невозможно отличить более сильного от более слабого,
различить новичков и опытных учеников", "Без соревнований никто не будет
серьёзно заниматься и тренироваться". Опять же, эти критические высказывания
понятны, поскольку люди хотят видеть у кого лучше техника и кто сильнее.
Еще один
наивный, но часто задаваемый вопрос: "Может ли тот, кто изучил Айки-до,
выиграть схватку?" Все эти вопросы и критические высказывания упрощены и
поверхностны, они показывают игнорирование основного принципа Айки-до и
неправильное понимание основной черты боевых искусств: тренировки духа. Если
человек, неспособный к самовоспитанию, хочет показать свою физическую силу, и
занятия Айки-до привлекают его только для техники борьбы, то его
попросят уйти. Без реальных занятий Айки-до, включающих терпение и
овладение опытом, попытки ответить на возникающие вопросы не дадут полного
удовлетворения.
Реальные
занятия Айки-до - это единственный способ постичь его значение и
получить какие-либо явные или неявные преимущества. Для большинства
занимающихся Айки-до характерен такой процесс - начав с сомнений и
вопросов, но, приступив к практическим занятиям, они постепенно вникают в методы
и сущность Айки-до. Затем они начинают ощущать его непреодолимое
притяжение и, наконец, в какой-то мере познают его бездонную глубину. Тот, кто
прошёл этот процесс, познаёт некоторые стороны Айки-до как уникального
боевого искусства.
Во-первых, он будет удивлен. Несмотря на кажущуюся "мягкость" на показательных
выступлениях, оно может быть действительно "жестким", резким и динамичным, с
мощными болевыми замками кисти и прямыми ударами (атэми). В
противоположность возможным представлениям, оно включает некоторые удушающие
приемы, в частности, предназначенные для того, чтобы обезоружить противника и
взять его под контроль.
Затем он
будет поражён, узнав насколько, даже на уровне новичка, сложно овладеть
базовой техникой и движениями, такими как страховки при падении (укэми),
правильное определение расстояния (ма-ай), вход (ирими) и
другие движения корпуса (таи-сабаки). Фактически всё тело, не только
руки или ноги, должно непрерывно скоординировано двигаться, причём в движениях
должны быть скорость, размах и мощность. Для того чтобы выполнять движения
быстро и мягко, требуется очень высокая степень концентрации и свободы
сознания, сбалансированность и рефлекторность движений.
Он
осознает также значение регуляции дыхания, включающей нечто большее, чем
нормализацию дыхания - связь с энергией ки. Мастерство дыхательной силы
лежит в основе каждого перемещения и действия и даёт непрерывный поток
движения. Более того, как мы увидим далее, оно непосредственно связано с
философскими аспектами бу-до, разработанными Учителем Уэсиба.