Здесь Вы можете ознакомиться с информацией, относящейся к
одному из широко распространенных в России и во всем мире спортивных
единоборств: УШУ-САНЬДА (кит. "саньда" - "свободные удары", на Западе и в КНР
сейчас принят термин "саньшоу"- "свободные руки"). Есть все основания полагать,
что этот вид в ближайшем будущем получит олимпийскую прописку: уже сейчас он
включен в программу показательных выступлений предстоящих Олимпийских игр.
Замечание. Исторически сложилось так, что с возрождением
ушу в КНР после долгих лет печально известной «культурной революции» спортивное
направление в ушу стало развиваться в рамках «саньда» - военно-прикладной
системы подготовки спецназа в КНР, и только потом отпочковалось в отдельный вид
спортивного поединка по четко регламентированным правилам – «саньшоу». Термин «саньда»,
по существу определяющий «бой на поражение без всяких правил», перекочевал к нам
в Россию с самого начала и остался до сих пор, закрепившись в действующей ЕВСК
(Единой Всероссийской Спортивной Классификации).
Однако автор посчитал бы свою работу неполной, если бы
ограничился рассмотрением только спортивного аспекта УШУ-САНЬДА, не затрагивая
основополагающий фундамент китайского боевого искусства. Китайское боевое
искусства ушу – драгоценное наследие культуры Китая, а также величайшее
достижение всей общечеловеческой культуры. Ушу синтезировало и отразило в себе
многовековой воинский опыт и традиции, системы психофизического тренинга
различных школ и направлений, достижения традиционной китайской медицины, а
также многие положения религиозно-философских учений, существовавших в разные
периоды времени. Ушу – это яркое проявление силы человеческого духа и воли,
приумноженных опытом многих поколений.
Наши учителя, ставя во главу угла боевой аспект
традиционного ушу, всегда отмечали необходимость изучения ушу как целостной
системы развития человеческого тела и духа, противопоставляя такой подход
спортивной и зрелищной направленности многих существующих ныне школ. Именно
такой путь позволял братьям семьи Ма (этим "звездам Китая") неизменно одерживать
победы в поединках на открытых ристалищах Китая, многим другим мастерам
демонстрировать до глубокой старости удивительную жизненную силу и высшее
техническое мастерство и, главное, всегда оставаться высоконравственными и
духовными людьми, пользующимися заслуженным уважением в народе.
После II-ой Мировой войны начинается бурный процесс
распространения по всему миру восточных единоборств, о существовании которых
ранее никто и не подозревал: создаются секции и школы дзюдо, позднее - каратэ,
тхэквондо, айкидо, кендо, хапкидо, джиу-джитсу, вьетводао, тайского бокса и др.
Некоторые школы и направления имеют центры и филиалы во многих странах, в них
занимаются десятки и сотни тысяч спортсменов. Одних сюда привлекает возможность
физически развить себя, проверить в спортивных поединках, других - отработать
приемы для самозащиты, третьи связывают занятия с изучением и постижением
восточной философии, методов чань-буддизма (дзэна), расширяющих представления о
мире и о себе, практически важных и необходимых в жизни. Этот бум в
распространении боевых искусств самых разных направлений и школ, многие из
которых используют все доступные средства современных ПИАРовских технологий СМИ
для рекламы своих “достижений”, несомненно, имеет и оборотную сторону. Ведь не
зря говорится: "Там, где толпа, родники отравлены". С ростом популярности и
общедоступности боевые искусства становятся спортом, в том числе и спортом
больших достижений, переводятся на коммерческую основу и начинают постепенно
превращаться в подлинную индустрию шоу-бизнеса, где "все платят, а кто-то
заказывает музыку". К сожалению, в наше время то, что преподносится под вывеской
"самых непобедимых школ единоборств", на поверку, порой, оказывается не более
чем слабым отзвуком, тенью настоящих боевых искусств.
Как мы помним, сначала дзюдо с введением градаций, поясов и
правил трансформировалось в общедоступный увлекательный спорт, та же участь
позднее постигла каратэ и другие единоборства. Чего стоят всемирно
разрекламированные стили "боевого каратэ", из арсенала которых вообще выкинуты
наиболее важные удары. С массовостью, популяризацией и тиражированием восточных
боевых искусств в угоду вкусам потребительского общества Запад не приобрел
ничего (если, конечно, не считать ван-даммовского поперечного шпагата); сама
традиция оказалась утерянной. В качестве ответной реакции это вызвало появление
"чистозападных" ("фулл-контакт, кикбоксинг") или "чистонациональных" ("русский
бой") единоборств, либо отрицающих всякую внутреннюю работу и нацеленных лишь на
достижение высшего спортивного результата, либо имеющих в своей основе некую
"национальную идею".
Все эти "оспортивленные" виды восточных единоборств с их
нацеленностью на наилучший результат и массовыми гала-чемпионатами превратились
в настоящую индустрию масс-культуры и развлечений, а поскольку "воинская
традиция" всегда во главу угла ставила духовное начало, то эта часть нередко
заполняется “откровениями” различных миссионеров с Востока, гуру и местных
“посвященных”, предлагающих эрзацы "духовных практик" самого разного толка в
сочетании с коллективными "медитациями" и рецептами "освобождения". И этот
чудовищный бред, в дополнение к которому каждой "серьезной школой"
устанавливаются свои ритуалы, кодексы поведения и регламентации, подразумевающие
безоговорочное подчинение воле наставников, за которыми не сразу можно
разглядеть интересы (и не только финансовые) определенных социальных кругов и
стран, вбивается в головы учеников. Для неокрепших молодых душ пройти подобное
испытание и выйти с честью из него с ненадломленной психикой – уже само по себе
немалое достижение.
В этих условиях задача возрождения духа и подлинных
ценностей боевых искусств, какой бы традиции они ни принадлежали, видится как
обращение к их истоку, каковым, несомненно, является ушу. Не гимнастика и не
спорт высших достижений, а настоящее китайское боевое искусство народных
(главным образом, фамильных и клановых) школ. Именно здесь следует черпать
мастерство и постигать жизненность и философскую глубину Пути воина. И тем не
менее, всегда для боевых искусств состязательность являлась одной из составных
частей подготовки закаленных и техничных бойцов. Однако главным оставалась
нацеленность на реальный поединок, где из всех правил действовало одно -
победить врага, используя для этого все возможное и невозможное.
В наше время спортивные состязания по боевым искусствам
приобрели огромную популярность. Ушу не стало в этом плане исключением. Одним из
популярных ныне спортивных направлений ушу является сравнительно недавно
вышедший на международную арену вид единоборства УШУ-САНЬДА. Несмотря на то, что
здесь (по сравнению с другими видами единоборств: каратэ, тхэквондо,
кикбоксингом и др.) имеется более широкий и приближающий УШУ-САНЬДА к реальному
поединку арсенал технических приемов (серии ударов руками и ногами, броски,
подсечки, выталкивания), однако и он не содержит даже малой толики богатейшего
наследия техник традиционного ушу (многие опасные и тем более смертельные приемы
старых школ ушу Китая, естественно, не могут применяться в спортивных поединках;
к тому же бой ведется в боксерских перчатках и защитной экипировке, имеется ряд
дополнительных ограничений в правилах судейства, да и сами эти правила подчас
весьма далеки от совершенства). Поэтому одним из направлений развития УШУ-САНЬДА
является изучение и систематизация опыта ведения поединка народных школ
традиционного ушу. Разумеется, следует широко использовать арсенал сильнейших
мировых систем единоборств. Развитию ушу способствует проведение мировых и
региональных турниров и чемпионатов по УШУ-САНЬДА и УШУ-ТАОЛУ, выпуск огромного
числа книг по тематике ушу, кинофильмов и популярных телепередач. Таким образом,
на современном этапе, несмотря на имеющиеся трудности роста (вернее, своего
возрождения), ушу начинает занимать свое законное главенствующее место в табели
о рангах среди других единоборств, кроме того, ушу становится действенным
фактором, способствующим развитию культурных связей и дружбы между народами
http://www.wushu.org/rus/sanda.php