Также с определенной степенью условности можно разделить
боевые техники ушу на четыре основные категории:
1. Удары руками (да).
2. Удары ногами (ти).
3. Борьба и броски (шуай).
4. Освобождение от захватов и заломы (циньна).
Удары руками (да) — это использование пальцев рук, ударных
поверхностей кистей, предплечий, локтей или плеч для отражения атаки противника
или нанесения ударов. Удары дополняются защипами, сведениями рук противника, «прилипаниями»
и пр. С точки зрения техники, приемы борьбы (шуай) предназначены для
противостояния ударам руками и ногами, циньна — для противостояния борьбе, а
удары руками и ногами — для противостояния техникам блокирования суставов циньна.
Итак, все четыре категории техники ушу имеют специальное назначение и могут
противостоять друг другу. В любом стиле ушу эффективное применение одной из
техник требует владения всеми остальными. Многие приемы традиционного боевого
искусства трудно отнести к какой-либо одной категории, например, удар ногой в
живот противника может быть начальной фазой броска с падением на спину («бросок
с упором стопы в живот») и т.д.
Из Китая, попав в Японию, эти техники выделились в
множество различных самостоятельных направлений боевых искусств. Каратэ,
например, специализируется на ударах руками и ногами, дзюдо — на борьбе,
дзю-дзюцу — на блокировании суставов и, наконец, айкидо представляет собой смесь
борьбы и циньна. Необходимость совершенствования искусства боя была продиктована
самим ходом эволюции общества; только умелый и сильный мог победить в схватке с
врагом не на жизнь, а на смерть. Этого же требовали интересы безопасности
государства. С другой стороны, боевые искусства, помимо чисто прикладного
назначения, всегда рассматривались как составная часть более общей единой
системы саморазвития человека. И тогда каждая схватка, каждый вызов судьбы
являлись своеобразным тестом, неким пробным камнем, на котором адепт мог
проверить степень своей готовности: и технической – в плане мастерства, и,
главное, духовной, когда на пороге между жизнью и смертью он постигал свое
истинное «Я», сливаясь с Дао, достигая «просветления».
Единство формы и содержания, тела и духа — основополагающий
принцип ушу. Верность ему прослеживается в разных школах от первых даосов,
соединявших движения, подобные движениям разных животных с дыханием и
«взращиванием пилюли бессмертия», до современных мастеров традиционного ушу,
наполняющих каждый элемент своих формальных комплексов (таолу) глубоким смыслом
и в плане заложенного в них боевого технического потенциала, и в плане
оздоровительной направленности, и с философско-мировоззренческих позиций.
Прикладной и оздоровительный аспекты в занятиях ушу были неизменно связаны с
духовным совершенствованием адепта. В традиции ушу и цигун под «трансмутацией
духа - шэнь» имелось в виду не только чисто внутреннее преобразование одного
вида энергии в другой, более тонкий, но также и выход на другой уровень
осознания собственного «Я», своего места в мире, на более высокий уровень
духовности, что, в конечном итоге, и являлось результатом углубленных занятий
ушу и связанной с этим внутренней работы (нейгун). Занятия ушу, низведенные до
голой прикладной техники, лишенные духовной наполненности и внутренней работы,
не могли принести «подлинных плодов». Великие наставники ушу во все времена
соотносили подобную практику с примитивным, фактически животным уровнем
существования человека и его сознания. Секреты боевого искусства открывались
только тем, кто постоянно и упорно работал над собой, над своим телом и
сознанием, кто был в постоянном духовном поиске. Чтобы стать настоящим Мастером,
необходимо было постичь внутреннюю сущность боевого искусства. Одним из аспектов
такого постижения в школах ушу Китая являлась «внутренняя работа». «Заниматься
ушу и не заниматься нейгун (внутренней работой) - это значит зря потратить всю
свою жизнь», - говорили наставники боевых искусств.
Человек в древнем Китае рассматривался как микрокосм, как
неотъемлемая часть триады Земля, Небо, Человек, объединяющая в себе пять
основных первоэлементов. Следование течению Дао соотносилось с деятельностью
любого рода, в том числе и с процессом обучения в школах ушу. Главное внимание в
соответствии с даосскими традициями всегда обращалось на гармоничное развитие,
на правильное соотношение «внутреннего» и «внешнего», на постепенность и
непрерывность. Занятия ушу (и другими видами искусств), как учила китайская
мудрость, всегда требовали « соответствовать обстоятельствам», условиям времени
и места, космическим, природным и всем прочим жизненным макро- и микроциклам,
которые проецировались на реального человека с учетом его индивидуальных
особенностей, преломляясь в неисчерпаемой конкретности опыта. Конечной целью
подобного тренинга, помимо феноменальной военно-прикладной подготовки,
становилось также формирование полноценной личности, гармонично развитой,
психически и нравственно устойчивой, обладающей к тому же «многими
добродетелями». Всеми способами человек стремился выйти за пределы, очерченные
земными обыденными представлениями о своих возможностях: на физическом плане, на
ментальном, на духовном, на уровне управления « тонкими энергиями». Сделаться
подобным бессмертным небожителям, следовать и быть в гармонии с Дао— это и
значило «Оседлать дракона», претворить Единое движение мира, реализовать
символическое действие как семя всех движений. Основатель даосизма Чжуан-цэы
говорил: «…ученик учится тому, чего не может выучить; делающий делает то, чего
не может свершить...». Тело является лишь инструментом, посредством которого
действует сознание, но тело - также является и частью самого сознания. Именно
так следует понимать слова мастера ушу XIX века Чэнь Чансина, говорившего, что
«удар начинается в душе, кулак направляется волей, сознание ведет за собой
внутреннюю энергию».
http://www.wushu.org/rus/trad.php