Китайские боевые искусства ушу – величайшее достояние
культуры Китая, а также всей человеческой цивилизации. Ушу синтезировало и
отразило в себе воинский опыт и традиции многих поколений великих мастеров
боевых искусств, изощренные системы психофизического тренинга многих школ и
стилей, достижения традиционной китайской медицины, различные направления
религиозно-философских доктрин и учений Китая за весь многовековой период его
развития.
Само слово «УШУ» буквально означает «боевые искусства».
По-китайски слово «воинский», «боевой» — «У». Иероглиф этого слова составлен из
двух других иероглифов — «ЧЖИ» и «ГЭ». «ЧЖИ» — значит «останавливаться»,
«прекращать», или «заканчивать», а «ГЭ» — «копье» (в более общем смысле —
«оружие»). Иероглиф «ШУ» означает «искусство». Отсюда понятно, что первоначально
смысл китайского боевого искусства заключался в том, чтобы «остановить, или
прекратить использование оружия». Это означает, что в основе ушу лежит идея
созидания, но не разрушения. Назначение ушу — защита, а не нападение.
Эта концепция совершенно отлична от той, которая
сформировалась на Западе в 60-е годы. На Западе в это время любое китайское
боевое искусство называли «кунг-фу» и понимали под этим исключительно навыки
рукопашного боя. В действительности же соответствующий китайский эквивалент (в
принятой транскрипции) означает: «ГУН» — «энергия», а «ФУ» — «время». Если вы
занимаетесь какой-либо деятельностью, требующей мастерства и времени, это и
называется гунфу. Это может быть, к примеру, приготовление пищи, обучение
музыке, рисованию или решение любой другой задачи, требующей внимания и полной
самоотдачи.
Общее наименование китайских боевых искусств со временем
изменялось. Самым распространенным вариантом ранее являлось «УИ». Это слово из
двух иероглифов означает «боевые искусства» и относится ко всем категориям
боевых искусств, в том числе стрельбе из лука, верховой езде, метанию дротиков,
оружейному делу, изготовлению доспехов и тактике ведения боя. Другой не менее
известный термин «ЦЮАНЬШУ» («кулачный бой», от иероглифа «ЦЮАНЬ» — «кулак»)
сейчас имеет более узкий смысл и применяется реже.
В арсенал ушу входят такие технические элементы, как удары
руками и ногами, броски, захваты, «рубящие» удары, уколы и т.п., выполняемые в
соответствии с принципами нападения и защиты, наступления и отступления,
«движения» и «покоя», ускорения и замедления движения, «жесткости» и «мягкости»,
«пустоты» и «наполненности». Движения ушу объединяются в формализованные
комплексы - таолу, либо, в определенных условиях, подчиняются закономерностям
поединка, в котором сталкиваются разум, воля и мастерство противников; что, в
конечном итоге, служит повышению физических возможностей, воспитанию воли,
оттачиванию техники единоборства. Имея давние исторические традиции и широкую
массовую базу, ушу неуклонно развивалось, пополнялось и совершенствовалось в
ходе длительной повседневной и боевой практики.
Существующие столетиями школы и направления ушу накопили
огромный арсенал боевых техник и методов тренинга. Известны сотни школ,
направлений и стилей, причем все они имеют свои особенности, свою собственную
историю и традиции. По этой причине, трудно определить единую систему
классификации, которая описывает все стили и традиции ушу. Вообще говоря, они
могут классифицироваться в соответствии с тремя главными критериями: 1) по
способам проявления силы - разделяются на внешние (вэйцзя), и внутренние стили
(нэйцзя); 2) по отношению их к тем или иным религиозно-философским системам
(даосизм, буддизм); 3) по географическому происхождению (Северный, Южный,
Северо-Западный регионы, горы Удан, Э-Мэй, храм Шаолинь (в провинции Хэнань) и
др.
Внешние и внутренние стили отличаются между собой, главным
образом, по способам проявления силы, к которой в ушу относится не обычная
мускульная сила, а особая сила, связанная с внутренней энергией человека. Во
внешних стилях преобладают напор и мощь, жесткие удары и широко амплитудные
движения. Некоторые стили могут подражать движениям реальных или мифических
животных (например, Тигру, Богомолу, Журавлю, Дракону и т.д.). Для внутренних
стилей главным является управление движением энергии-ци, которая, в соответствии
с каноническими воззрениями древних даосов, порождается в особом энергетическом
центре в тазовой области - дантянь. Основополагающий термин «ци» (пневма,
жизненная энергия) восходит к ранним даосским системам и каноническим текстам
натурфилософии, а также к началам традиционной китайской народной медицины.
Мастер внутреннего стиля может мгновенно перемещать эту внутреннюю энергию в
требуемом направлении, используя ее для контроля и нейтрализации противника. В
этом случае сила противника может быть обращена против него самого. В Китае
говорят, что небольшое усилие мастера преодолевает мощь в 1000 ли. Законы
управления энергии соответствуют общим принципам превращений, представленным в
Книге перемен (Ицзин), взаимодействию полярных сил инь-ян, а также 5
первоэлеменов и 8 триграмм.
В настоящее время все специалисты в области ушу сходятся на
том, что можно лишь условно говорить о разделении стилей ушу на внутренние - (нэйцзя)
и внешние - (вэйцзя), так как каждый стиль и направление включает и чисто
мускульную силу, а также использует и «внутреннюю» энергию. Вопрос заключается
лишь в большей или меньшей степени акцентирования внимания на том или другом.
Тем не менее, для внутренних стилей характерной особенностью является практика
управления биоэнергией, основной акцент делается именно на «внутренней работе» -
(нэйгун), характер же самих движений, как правило, мягок, экономичен, взрыв и
выброс силы подготовлены накоплением энергии ци и внешне проявляются не столь
заметно, как во внешних стилях. Исходя из этой схемы наиболее типичными
представителями «внешних» стилей являются направления шаолиньского ушу и
многочисленные отпочковавшиеся от них школы, в то время как к «внутренним»
стилям боевого искусства (цюань) обычно относили: тайцзи – «великий предел»,
багуа - «восемь триграмм», синьи - «форма мысли-сердца». Несмотря на очевидную
ограниченность подобной системы представлений, она была повсеместно широко
распространена во всем мире с конца 20-х годов прошлого века. Однако в последнее
время благодаря наметившейся тенденции возрождения традиционного ушу в Китае,
выходу сохранившихся клановых и фамильных школ и уцелевших мастеров ушу из
подполья, исследования синтоистов и специалистов в этой области внесли в нее
существенные дополнения. Так, к «внутренним» стилям некоторые исследователи (в
том числе известный мастер традиционного ушу доцент Ханчжоусского университета
Цзи Цзянчен) теперь причисляют следующие, малоизвестные на Западе стили: Лио Хо
Па Фа, Ши Сан Тайбао, Цзу Ран цюань, Ву Ксин цюань, И цюань, Цзу Мен цюань,
«Южный белый журавль», «18 Лохань», а также Бацзи цюань.
http://www.wushu.org/rus/trad.php