Таньтуй - "пружинная нога". Это - отдельное направление
традиционного ушу. В системе Тунбэй рассматривается как подготовительный
ученический комплекс из 10 дорожке (таолу).
По характеру движений и по своему происхождению относится к
одному из мусульманских стилей пигуа. Здесь представлены многие моменты техники
Тунбэй: взрывы ногами (тэнто), чередование фаз "открытий" и "закрытий". Движения
происходят по прямой линии, причем каждая дорожка выполняется зеркально. Стойки
жесткие, тщательно выверенные.
Техника рук сходна с работой рук в пигуа: есть "рубящие" и
"подвешивающие" удары, двойные "раскрутки" и "сводящие" блоки.
Основным в ударах ногами является таньтуй ("пружинная
нога"), однако в комплексы включены и другие техники: дэнтуй ("наступающий
удар"), цэчуайтуй (боковой), юаньян (удар "утки-мандаринки") и др.
Комплексы таньтуй входят в обязательную программу сдачи на
желтый пояс по школе Федерации.
Различные элементы комплексов Таньтуй ("пружинная нога").
Выполняет известный мастер, руководитель "Центра наследия семьи Ма" - С.Николаев
(Москва).
История стиля и его развитие:
История создания стиля Таньтуй уходит вглубь веков. Каждая
из дошедших до наших дней легенд, по-видимому, лишь чуть приоткрывает тайну, но
не дает полного ответа на вопрос: кто, где и когда создал его.
Как гласит первая из легенд, этот стиль был создан в
буддийском монастыре Лун-Тань-су ("Драконова Пучина") в северо-восточном Китае,
провинция Шаньдун. Отсюда другое название стиля - "Пучинная нога". Один из
монахов Хсун-Кун долго путешествовал по всему Китаю с целью выработать и создать
систему боя из простых и эффективных приемов. Заимствовав наряду с другой
техникой приемы борьбы у монахов северного Шаолиньского монастыря, он создал 12
комплексов (таолу), которые и легли в основу Таньтуй.
Другая легенда повествует о "великом и бессмертном рабе
Кунь-Луне", который был ребенком привезен в Китай из Центральной Азии и совершил
множество подвигов. Обладая удивительной мощью и силой, он помог своему молодому
господину соединиться с чудесной девушкой, для чего преодолел 10 высоких стен и
перенес влюбленных "с легкостью пушинки и быстротой орла". В рассказе,
приписываемом Фэн-Ен-Чи, под названием "Мо Кунь-Лун-Чунь" ("Черный боец")
говорится, что знаменитый герой и боец Кунь-Лун, основатель нового стиля, уже
при рождении, обладая железными мускулами, имел густые брови и темный цвет кожи
и был мусульманином по происхождению. Видимо отсюда, одна из разновидностей
стиля Таньтуй названа мусульманским кулаком. Он широко распространен среди
китайских мусульман - дунган и содержит 10 комплексов (таолу), для которых
характерны высокие удары ногами.
Следует отметить, что одна из техник стиля Таньтуй,
известная в России как "12 - связочная школа Западного дракона" (ее
популяризатором в 80-х годах был московский мастер Валерий Кимович Гусев),
является исключительно содержательной и интересной в прикладном аспекте. Именно
поэтому она входит наряду с 10 - связочной (мусульманской) в обязательную
программу Межрегиональной Федерации традиционного ушу и саньда.
Существуют и другие версии относительно происхождения
Таньтуй. В Китае придерживаются, в основном, первой легенды.
Разные стили Таньтуй имеют много общего и в характере
движений, и в терминологии, что указывает на одну общую для них основу. В
некоторых школах традиционного ушу (и, в частности,в системе Ма Фэнту - Тунбэй)
комплексы Таньтуй вводятся как подготовительные (базовые) на первых этапах
обучения и представляют собой модификации техники Таньтуй в соответствии с
особенностями этих школ.
Следует отметить, что в 2О-30 годы нашего века с созданием
Ассоциации физической культуры в Китае стиль Таньтуй получил широкое признание.
Основными мастерами, пропагандирующими этот стиль были Чао Лин Хои его младший
брат Чао Лин Чен. Были опубликованы серии упражнений, которые затем включались в
программу уроков физ-культуры в школах Китая. Ведущими мастерами неоднократно
указывалось на значительный общеоздоравливающий эффект от упражнений Таньтуй.
Впоследствии, в результате "культурной революции" в Китае многие школы ушу были
уничтожены, традиции забыты и знания утеряны. Только отдельные народные школы
продолжали тайно существовать; некоторые мастера ушу продолжали занятия за
пределами Китая на Тайване, в США и других странах. В настоящее время
возрождение всех сторон культурной жизни в Китайской Народной Республике привело
к восстановлению ряда народных школ и созданию общегосударственной системы
изучения и развития традиционного ушу.
http://www.wushu.org/rus/1202.php