Шаолинь пай
За 1500 лет истории монастыря Шаолинь («Молодой лес») о нем
было сложено большое количество легенд. Эти легенды передавали устно и
письменно, добавляя к ним субъективное понимание и толкование рассказчика.
Интересующиеся легендами Шаолиня могут найти их в специальной литературе. Цель
данной статьи - развеять иллюзии читателя и донести до него реальную информацию
о разностороннем мире ушу, который представляют прежде всего люди и среда, в
которой они живут. В старые времена в Китае мир ушу называли «цзян ху» (мир рек
и озер). Данное название означало, что слава мастеров и героев гремела по всей
Поднебесной, оповещая даже реки и озера. Многие герои не задерживались на одном
месте, а часто путешествовали по стране в поисках учителей и знаний, по делам
службы или с целью проявить себя. Можно сказать, что это был мир средневековой
китайской вольницы, живущей по законам чести, который шел вразрез с официальным
законом правящих властей.
Мир ушу также называли «улинь(«лес ушу»), что означало
многообразие или собрание мастеров и стилей. Под иным названием «ушу цзя»(«семья
ушу») подразумевали единство практикующих воинское искусство. Но мир разнолик в
своем проявлении. И в мире ушу наряду с благородством и духовностью имели место
стремление к власти, наживе, подлость и предательство. Мир «цзян ху» был
наполнен жестокими разбойниками, ворами, наемными убийцами и, конечно, честными
и справедливыми воинами, при одном имени которых замирало сердце и обычного
простолюдина, и чиновника.
Часто мастеров ушу использовали правящие круги в своих
целях. Их приглашали служить в армию, в личную охрану, назначали на военные и
гражданские должности с целью воспользоваться их умением и авторитетом в
государственном масштабе. Преступный мир и тайные организации также желали
использовать их славу и знания и привлекали известных мастеров в свои ряды.
Небогатые помещики и горожане на основе земляческих связей часто поддерживали
мастеров ушу и приглашали их для организации так называемых «отрядов народной
самозащиты». Мастеров ушу также нанимали для дополнительной защиты деревень и
районов от разбойников, особенно во времена смены династий, восстаний и войн.
Поэтому, мир ушу («цзян ху») был представлен и родовитыми, но бедными
князьями-аристократами, и простыми наемными убийцами, безграмотными и высоко
образованными, жадными и бескорыстными, благородными и подлыми.
Много подобных образов героев было описано в литературном
жанре «уся сяошо» («рассказы о рыцарях ушу»). Часто попадая в немилость и не
желая преступить принципы «у дэ» («воинская мораль, добродетель»), многие
мастера, имевшие опыт военной подготовки, были вынуждены скрываться в
монастырях, приняв постриг. Редко случалось, чтобы взрослый воин добровольно
решал стать монахом, потерять свое мирское имя и посвятить свою жизнь служению
богу.
Поэтому,
не следует путать буддийских монахов с побритыми и одетыми в монашескую одежду
мирянами, скрывшимися за стенами монастыря от преследования властей или
мстителей. В монастырских архивах и библиотеке Шаолиня имеется много достоверных
фактов того, как ушу попадало в Шаолинь и каким образом оно распространялось за
его стены. Действительно, в буддийской и даосской среде техника ушу обрастала
философской и медицинской теорией, практикой «нэйгун» («внутренняя работа»),
психологическими методами работы над сознанием, которые разрабатывались многими
поколениями монахов.
Представители многих стилей часто для солидности
приписывали своим корням шаолиньское происхождение. Вообще, стиль получал
название только выходя в мир и становясь популярным. В семейных кругах только
отдельные приемы носили красочные названия, а сам стиль либо не имел названия
вообще, либо назывался по фамилии самой семьи. Чем большей известностью среди
интересующихся пользовались мастера семьи, тем большую популярность имел их
стиль. Это означало возможность мастерам выгоднее предложить свои услуги на
службе, привлечь больше учеников и покровителей. В результате увеличивалась
популярность, обеспеченность семьи или клана.
Кроме семейных стилей, прославленных ради выгоды, в
шаолиньском направлении существует множество малоизвестных стилей и мастеров,
чьи знания иногда более значимы, чем умения знаменитостей. "Благородный подобен
нефриту", его формы нечеткие, блеск мягкий, туманный, звук его чист и
таинственен.
Основными техниками в шаолиньской традиции в рамках
монастыря считаются:
ХУН ЦЮАНЬ. Название «хун» записывается иногда разными
иероглифами, значение которых «разлив» и «красный». Это техника широких
движений, низких стоек, силы и мощности речного разлива. «Хун У» был девизом
правления первого императора династии Мин, цвет правления этой династии был
красный. В период господства маньчжуров красный цвет был символом восстаний
против маньчжурского ига. База стиля достаточно проста, поэтому, на ее основе
часто тренировали отряды повстанцев, членов тайных обществ, в число которых
входило большое количество людей, проживавших в центральных и южных провинциях
Китая. Это объясняет тот факт, что варианты данного стиля (сяо хун, да хун, лао
хун) стали очень распространенными в мире ушу.
ПАО ЧУЙ или ПАО ЦЮАНЬ - техника пушечных или взрывных
ударов. Основной особенностью данного направления считается тип выброса усилия,
в то время как приемы те же, что и в «хун цюань». Стиль достаточно сложный, но
эффективный. Он широко распространен в различных вариациях и стилях (чэнь ши тай
цзи, сань хуан пао чуй, ча цюань пао чуй и т. д.).
УСИН ЦЮАНЬ-5 форм кулачной техники. Пять типов техники,
усилия, тактики, в которых развиты идеи «хун» и «пао» по пяти первоэлементам и
образам животных «усин». Дракон, тигр, леопард, змея и журавль являются
характерными образами шаолиньского ушу. Хотя в монастырской среде имитационные
формы животных (сянсин) практически отсутствуют, т. к. главное- идея и
содержание, а не форма. Имитационные варианты стиля, особенно тигра и журавля,
приобрели популярность в народной среде после широкого распространения стиля по
провинциям Китая.
ЛО ХАНЬ ЦЮАНЬ - кулачная техника буддийского святого. «Ло
хань» или «а ло хань»- транскрипция санскритского термина, означающего
буддийского монаха, который достиг определенного уровня постижения истины. В
переводах на русский язык часто используют слово «архат» в том же смысле. Основы
«ло хань цюань» заложены в техниках «ло хань ши ба шоу(техника рук
восемнадцати ло ханей). Это 18 приемов или связок приемов, охватывающие основные
принципы стиля. «Ло хань цюань» считается техникой, объемлющей почти все аспекты
кулачной техники монастыря Шаолинь. Его скорее можно назвать не стилем, а
уровнем постижения
кулачных
техник. В виде комплексов или разновидностей стиль входит в некоторые стили,
распространенные за пределами монастыря и не всегда связанные с буддизмом. Одной
из характерных черт стиля является искусное изменение четких и монолитных
позиций, словно вылитых из бронзы статуй буддийских святых и цзиньганов. Цзинь
ган- хранитель буддийской религии, железный воин с «алмазной ваджрой»(волшебным
оружием), измененным в китайской традиции образ бога Индры.
В данное время стили шаолиньского направления представлены:
стилями, которые практикуют в самом монастыре;
стилями, которые практикуются в школах ушу разных уровней,
связанных с монастырем;
семейными стилями, в основе которых лежали стили монастыря
или чьи основатели обучались у монахов Шаолиня;
стилями некоторых буддийских центров, особенно в провинции
Сычуань в горах Эмэй («эмэй пай ушу - эмэйские направления ушу).
http://www.venwu.com.ua/