Автор: Микшанский Леонтий
Признаться я не ожидал что моя статья "Скрытый бой" вызовет
такой ажиотаж. Узнал про себя много нового. На koi-combat меня раскрыли и
развенчали все мои винчунско-айкидошные фишки. Поэтому я и решил написать о
боевом Винг-Чуне. Честно признаюсь, изначально писать о своей школе я не хотел
т.к. "всяк кулик своё болото хвалит", но после всей чуши сказаной в форуме про
Винг-Чун моё терпение лопнуло. И впредь, господа читатели, хотите поливать меня
грязью – пожалуйста. Но лично меня. Не трогайте стиль и Учителя. Если я плохой
специалист, то в этом виноват только я.
К сожалению, так сложилось, что в СССР Кунг-фу не
прижилось. Умами завладело карате, да и КНР предложило гражданский вариант
Кунг-фу – У-шу комплексы "танцевально-оздоровительной" гимнастики. Да и
видеофильмы с гундосым переводом, прыжками через дома, утрированными боями и
фразами "Моё Кунг-фу лучше твоего" сделали своё дело. Конечно, были
энтузиасты-одиночки, обучавшиеся у китайских и вьетнамских студентов и не только
у них. Мой знакомый обучался у офицера спецназа, бывшего на стажировке в Шаолине.
Но эти одиночки погоды не делали. И, к сожалению, недоверчиво-брезгливое
отношение к Кунг-фу сохранилось до сих пор. С чем и приходится бороться.
Винг-Чун изначально разрабатывался как альтернативная
боевая система, способная конкурировать с системами уже существующими к тому
времени в Китае. В основном это были Шаолинские звериные стили. Перед
создателями поставили задачу : подготовка бойца должна укладываться в 7-8 лет, и
при этом боец должен на равных работать с адептом Шаолинских стилей, отдавшим на
обучение 15-20 лет. Я считаю, что с задачей создатели справились.
Для удобства обучающихся система разбита на пять частей
(для удобства буду писать по русски): Сю Лим Тао, Чам Кю, Деревянный Манекен, Бю
Цзы и Оружие (парные ножи Дао и длинный шест).
Также в системе существуют тао, каждое тао для удобства
разбито на три части. Тао называются по названиям частей.
Сю Лим Тао – изучает принципы боя на дистанции вытянутой
руки от противника и предназначено для противодействия одному или нескольким
неподготовленным противникам. Вся техническая база Винг-Чуна изучается на этом
уровне. В дальнейшем, на более высоких этапах обучения, практикующийся изучает
новые принципы боя. Поэтому Сю Лим Тао также является самой важной частью
Винг-Чуна, т.к. закладывает технический фундамент.
Чам Кю изучает принципы боя на расстоянии локтя. На этом
этапе 80% тренировок посвещено работе в парах. Много упражнений на
чувствительность и "липкость" (кстати, очень многие неправильно представляют
себе, что же такое "липкие руки". Контроль в "липких руках" осуществляется не
ладонью, как думают многие, а предплечьем, путём наложения его на руку
противника. "Липкость" означает чувствительность к давлению, производимому рукой
противника, и сопровождение руки предплечьем предпринимается с целью не
допустить каких-либо технических действий со стороны противника, либо для
проведения своих). Также на уровне Чам Кю начинается бой в "липких руках". Бой в
"липких руках" - это только тренировочная техника для приобретения навыков
чувствительности и прохода через руки противника. В реальном бою используются
лишь навыки, полученные в бою в "липких руках". Сам по себе бой в "липких руках"
похож на шахматы, кто кого переиграет. При этом изучаются принципы скрутов и
реверсов корпуса для уселения удара на близкой дистанции. Чам Кю готовит
практикующегося к бою с подготовленным противником. В принципе, изучив Сю Лим
Тао и Чам Кю, практикант уже является хорошим бойцом, способным справиться с
противниками разных квалификаций. К сожалению, господам злопыхателям из Питера
явно не встречались бойцы Винг-Чуна хотя бы уровня Чам Кю.
Деревянный манекен является "корректором" техникческой
базы. Он же шлифует и технику ловушек руками, базовые принципы которой были
заложены на Чам Кю. Если Сю Лим Тао и Чам Кю изучаются лет за пять, то на
деревяшке можно застрять надолго. Так что есть лишний стимул всю технику сразу
ставить правильно.
Бю Цзы – между собой интруктора её называют "техникой
выхода из хреновых ситуаций". На Бю Цзы ставятся принципы боя на критической
дистанции, когда сходишься с противником грудь в грудь. Принципы Бю Цзы
используются в бою с очень крутыми противниками. Хороший боец Винг-Чуна 80% боёв
закнчивает на уровне Сю Лим Тао, 12% на Чам Кю и только 8% на Бю Цзы. Противник
должен быть очень крутым, чтобы начать использовать против него принципы Бю Цзы.
Большинство средних и хороших бойцов не могут пройти через руки бойца Винг-Чун
дальше Чам Кю.
И уровень Оружия носит в основном вспомогательный характер.
Укрепляет предплечья.
Также в Винг-Чуне есть раздел Кум На Са . Раздел
бросково-болевой техники. Базируется на Цин- на. Борьба стоя и в партере.
Теперь я хотел бы осветить несколько аспектов,
представляющих интерес для занимающихся Винг-Чунем. В основном я рассчитываю на
новичков, но думаю продвинутым занимающимся будут также интересны некоторые
моменты.
Аспекты будут по уровню Сю Лим Тао, т.к., опять повторюсь,
это самый важный раздел.
Начну с Эйджи Кинема (Yee Gee Kim Yeung Ma). Научитесь
стоять в ней хотя бы 30 минут. Да, стойка учебная, её мы не используем для боя,
но она закладывает технику правильной постановки таза и ног для передвижений, а
также правильное расслабление плечевого пояса. В принципе, если вы делаете 1-ую
часть Сю Лим Тао (Siu Lim Tao) отдельно делать Эйджи не нужно (хотя любовь
занимающихся к 1-ой части общеизвестна).
Не пренебрегайте 1-ой частью, в неё заложенно понимание
траектории Чер Кюна (Chair Kuen), правильное давление в Чи Сао (Chi Sau) и
правильное дыхание. При выполнение 1-ой части постарайтесь сосредеточиться на
ощущении локтя и низа живота при дыхании. Человеческая психика так устроена, что
не может делать больше двух дел одновременно, так что сосредоточившись на локте
и низе живота, Вы тем самым уберёте мыслефон. Научитесь входить в это состояние
и удерживать его, пригодится для боя. Глаза при выполнении 1-ой части лучше не
закрывать, представьте, что напротив вас противник, направьте свой взгляд ему в
переносицу и расфокусируйте зрение. Моргать старайтесь когда уже совсем
невмоготу. После выполнения тао, закройте глаза и повращайте глазами 10 раз
вправо и влево. Затем наложите основания ладоней на глаза и потрите их. Очень
важная деталь - следите за положением таза в Эйджи, не подавайте его слишком
вперёд: во-первых неустойчивая позиция, во-вторых заработаете гипермобильность
позвонков в поясничном отделе. Выполнение первой части начните с 5 минут, за два
месяца доведите до 20.
Т.к. Чер Кюн (Chair Kuen) не скоростно-силовой удар, а
кинетический, ставить его лучше всего не на груше и лапе, а на газете. Возьмите
газетный лист сложите вчетверо, разорвите по сгибам и прекрепите так, чтоб он
свободно висел. И вперёд, пока не научитесь лопать лист с первого удара.
Научились, ещё одну подвесим и так до 4-х четвертинок. Этого вполне достаточно.
Таким же образом можно ставить все удары как руками, так и ногами. Только не
занимайтесь фигнёй типа разгона воздуха руками и ногами. Удары надо на чём-то
ставить.
Обратите пристальное внимание на технику 8 локтей (Da*m
Jong), мощное оружие ближнего боя. Попробуйте с партнёром защиту локтями и
нанесение стопорящих ударов локтём в бьющую руку противника(бицепс, кисть,
передняя часть дельты, ключицу). Только не покалечьте друг друга. Попробуйте
включать локти в технику Да (Da), кстати, Да - это любой удар рукой, так что
играйтесь. Да - весьма важная техника, обучающая блокировать одновременно с
ударом. В бою всегда старайтесь использовать этот принцип - одновременный
блок-удар. В дальнейшем, на Чам Кю, вы ознакомитесь с техникой блокировки ударов
ударами(это Kuen Si Kuen).
В ударах ногами старайтесь больше практиковать удары по
нижниму уровню. И главное: удар ногой эффективен на том уровне, на котором вы
можете удерживать ногу. Т.е. вытяните перед собой на уровне пояса ногу в
положении Дзин Гэрк (Jing Gurk) (нога параллельна полу и выпрямлена в колене) и
попробуйте простоять 5 минут. Получилось - замечательно, можете смело бить Дзин
Гэрк на уровне пояса, удар будет мощным. Не получилось - научитесь держать.
Можно делать и такое упражнение для развития силы удара. Исходное положение как
при держание ноги, теперь подтяните колено к груди и медленно нанесите удар Дзин
Гэрк (ногу на пол после удара не ставим, возвращаем к груди). Доведите
количество ударов до 50 каждой ногой.
Теперь о передвижениях - в них надо ходить. Не только
вперёд назад но и под 45°, и по кругу. С партнёром можно выполнять такое
упражнение: один партнёр, используя все передвижения и удары, которые знает,
старается атаковать второго. Второй защищается, используя только передвижения.
Но защищающийся уходит от ударов не назад, а на удар. Смещение от линин удара
под 45° (угол приблизительный, но постарайтесь входить в партнёра а не убегать
от него). Цель защищающегося - зайти за спину атакующему. Цель атакующего
достать ударом защищающегося. Так же можно работать не один на один, а двое на
одного и т. д. Начинаем с медленной скорости, постепенно её наращивая. Следим за
пятками и центром тяжести, вес равномерно распределён на обе ноги ( конечно,
есть направления Винг-Чуна, в которых для исходной стойки вес смещается на
заднюю ногу, похоже на какуцо дачи из сётокана; в нашем напрвлении такой подход
считается не особо логичным - Винг-Чун атакующий стиль, а при смещении веса на
заднюю ногу предполагается упор на защиту). С равномерно распределённым весом
удобно как атаковать, так и защищаться. Хотя лучшая защита - нападение.
Лин Ван Кюн (Lin Wan Kuen) или удар "мельница". Для
правильного нанесения плечевой пояс должен быть максимально расслаблен, локти не
сводятся обратно к бокам, как при обычном ударе, а скользят по груди. Начинайте
с 8-ми ударов, при правильной технике должен быть виден первый и последний
удары. Многие занимающиеся в нашей школе используют Лин Ван Кюн в драках.
Сближение с противником и серия, а так как норма - 8 ударов в секунду, то голова
такого количества ударов просто не выдерживает.
Теперь о технических мелочах.
Каждый удар является блоком, а каждый блок является ударом.
Кулаки лучше не сжимать полностью, т.к. ухудшается
чувствительность при контроле рук. Но если мы бьём, кулак сжимается полность во
время соприкосновения с целью.
Быть расслабленным не означает растекаться по полу. Упругая
расслабленность пружины.
Делать Чи Сао или не делать - личное дело каждого
занимающегося Винг-Чунем. Но без Чи Сао большая часть принципов теряет смысл,
т.к. не та чувствительность. При работе в Чи Сао старайтесь давить широчайшими,
а не дельтой. Бунг Сао (Bong Sau) идёт вперёд-вниз, Тэн Сао (Tan Sau)
вперёд-вверх. Это обеспечивает упругую структуру. При постановке Бунг Сао локоть
находится на уровне нижней челюсти ставящего и направлен в плечо партнёра, угол
в локте 120°, кисть расслаблена. При постановке Тэн Сао локоть находится на
линии соска, запястье по центру. Если из "солнечного сплетения" провести прямую,
она должна пройти через запястье и средний палец. Пальцы вместе и направлены в
горло партнёра. Следите за локтём, чтоб он был на линии соска. Не заводите
локоть слишком близко к центру. Это вызывает напряжение в плече и теряется
чувствительность. Когда Вы ставите два Фук Сао (***** Sau), следите чтоб они
давили равномерно и одновременно.
Хорошая чувствительность в Чи Сао хорошо помогает против
борцовской техники.
Занятие центральной линии. Термин в Винг-Чуне популярный и
часто используемый. Но большая часть занимающихся очень смутно представляет что
значит занять среднюю линию. Я думаю, это связано с проблемой перевода с
китайского на английский, а потом ещё и с английского на русский. На самом деле
всё просто. Если теоретически: когда мы занимаем среднюю линюю, мы можем
блокировать и атаковать. Т.е. совершать одновременно два действия. Противник же
может либо бить, либо блокировать. Т.е. совершать одно действие. Если
практически: попросите партнёра вытянуть перед собой руку, иммитируя Чер Кюн.
Теперь поставьте Пак Сао(Pak Sau) с правильным давлением (давление к центру
груди) и попросите партнёра совершить како-либо техническое действие свободной
рукой. И теперь прикиньте, сколько технических действий можете совершать вы и
он.
Все удары наносятся в центральную ось, либо по направлению
к ней. Ось проходит через макушку, позвоночник и копчик. На оси расположены
жизненно важные органы. Соответственно её и атакуем. Если даже находитесь сбоку
от противника, наносить удар надо стараться так, чтобы импульс удара был
направлен к оси.
Тао также можно делать или не делать. Но в Винг-Чуне тао -
это не попытка показать "как мастер Сунь вчера бил мастера Вынь", а пособие по
постановке правильных углов и принципов. В Чам Кю это очень хорошо видно.
Если дело доходит до боя то надо помнить - специфика
Винг-Чуна ближний бой. Поэтому заходите в ближний бой, стараясь "навести мост"
т.е. наложить своё предплечье на руку противника. Неважно, внешней или
внутренней стороной, но контакт обязателен. Умение входить в контакт, а также
противостоять входу, развивается упражнением Сэн Сао (Sen Sau)(правда здесь всё
зависит от инструктора. Сэн Сао упражнение Чам Кю. Упражнение довольно сложное.
Поэтому его конечно же целесообразнее давать с начала обучения, чтобы когда люди
доходили до Чам Кю, оно у них получалось. Так делают в нашей школе.)
И последнее. Старайтесь кроме рук контролировать и ноги
противника. Для этого можно ставить свою ногу либо между ног противника, либо с
внешней стороны бедра. При правильной постановке ног (колени направлены внутрь
как в Эйджи) противник не сможет ударить вас в пах, и вы можете контролировать
его ноги.
Вкратце всё. К сожалению, я не смог снабдить данный
материал фотографиями. Если статья вызовет отклик среди занимающихся Винг-Чунем,
постараюсь сделать фото непонятных мест. Надеюсь, эта статья поможет новичкам,
да и просто интересующимся понять, что Винг-Чун - эффективный боевой стиль
http://2fight.info/article/83/