Анджей Калиш
Оригинал: http://www.yiquan.com.pl/artykuly/yaocg.html
Перевод с польского: Назар Грещишин
Ван Сянчжай (1885-1963), один из самых известных мастеров
синъицюань (hsing-i ch”uan), создатель системы ицюань (дачэнцюань) много лет
своей жизни провел в Пекине. Именно здесь в средине двадцатых годов он начал
обучать ицюань. Однако вскоре он переехал в Тянцзинь, а потом в Шанхай. В Шанхае
он подготовил первую большую группу адептов ицюань (тогда некоторые называли его
также естественной школой синъицюань). Однако только, когда в конце тридцатых
годов Ван переехал на постоянное место жительства в Пекин, созревшая уже тогда
система ицюань (дачэнцюань) стала по-настоящему популярной. Пекин стал центром
для этой системы и остается ним и сегодня.
Ван Сянчжай
- создатель ицюань
Главным наследником знаний Ван Сянчжая был Яо Цзунсюнь
(1917-1985). Яо в гораздо большей мере чем кто-либо еще способствовал тому, что
ицюань пережил времена, когда обучение настоящему, эфективному боевому искусству
подвергало риску быть обвиненным в пропаганде хулиганства (а ицюань был тогда
называем недоброжелателями "хулиганским стилем" - люманцюань). Яо Цзунсюнь в
1984 году основал Пекинское общество исследования ицюань - и сейчас главную,
наиболее авторитетную организацию этой системы. Он подготовил многих талантливых
учеников.
Братья Яо Чэнгуан и
Яо Чэнжун с отцом
К наиболее выдающимся представителям ицюань
на сегодняшний день принадлежат сыновья Яо Цзунсюня - братья-близнецы Яо Чэнгуан
и Яо Чэнжун . Часто их называют "двойной звездой ицюань". Яо Чэнгуан руководит
школой "Цзунсюнь угуань" (Цзунсюнь - имя отца мастера Яо Чэнгуана, угуань -
школа боевого искусства), а Яо Чэнжун "Чжунъи угуань". Яо Чэнгуан является
председателем Пекинского общества исследования ицюань, а Яо Чэнжун - одним из
вицепредседателей.
Оба брата начали изучать ицюань в возрасте
8 лет и продолжали изучение даже в трудные времена Культурной революции, когда
вся семья была сослана на работу в деревню. Они тренировались, часто даже не
смотря на голод и холод. Яо Цзунсюнь, в это время, не имея возможности постоянно
поддерживать контакт со своими учениками, все силы направил на обучение сыновей.
После окончания Культурной революции, когда семья вернулась в Пекин и Яо
Цзунсюнь начал интенсивное пропогандирование ицюань, своим сыновьям он также
приделял исключительно много внимания. Оба брата полностью постигли все тайны
системы. Яо Чэнгуан кроме того прошел исключительно интенсивный 10-летний
тренинг основу которого составляли туй шоу (толкающие руки) и сань шоу
(свободный бой).
Молодой Яо Чэнгуан с отцом
Яо Чэнгуан начал обучение приблизительно в 1980 году,
пропагандируя ицюань в разных частях Китая. Он провел множество поединков, в
которых бесспорно доказал свое мастерство. В 1982 году он принял участие в
единственном из первых турниров сань да, но уже после первого боя, когда
несмотря на использование защитных приспособлений, в первом раунде он опасно
нокаутировал противника, ему запретили дальнейшее участие в чемпионате, в связи
с тем, что он владел слышком опасной взрывной силой (в ицюань называемой "силой
взрыва" - баочжали). Позднее он обучал среди прочих в Гонконге и Японии, везде
проводя множество победных поединков. Преемник легендарного в Японии Кенити
Саваи, создателя тайки-кэн, увидев мастерство Яо Чэнгуана, сказал что у него
такое ощущение будто он опять встретил своего уже покойного мастера, и с той
поры ежегодно приезжает в Пекин, чтобы продолжать обучение у Яо Чэнгуана.
Мастер Яо Чэнгуан (слева)
во время демонстрации ицюань в
Гонконге
Мастер Яо Чэнгуан является директором и главным
инструктором школы "Цзунсюнь угуань" в Пекине, почетным директором "Чжунъи
угуань" в Пекине, председателем Пекинского общества исследования ицюань,
техническим консультантом Общества ицюань в Гонконге, почетным председателем и
главным инструктором Общества ицюань семъи Яо в Гонконге, почетным председателем
Общества тайки-кэн в Токио, почетным председателем Общества тайки-кэн в Йокогаме,
членом правления Общества ушу в Пекине, почетным председателем и главным
инструктором Общества ицюань в Гуйчжоу, почетным председателем и главным
инструктором Общества ицюань в Чанчжи, почетным председателем Общества ицюань в
Кайфэн, почетным председателем Общества ицюань в Синье, почетным председателем
Общества физической культуры крестьян провинции Шаньдун, почетным председателем
Общества ицюань в Цзинань.
После нескольких лет практики ицюань и контактов с разными
версиями системы, постепенно я начал убеждаться, в том, что линия передачи семьи
Яо наболее достоверна. Поэтому я связался с мастером Яо Чэнгуаном и начал
учиться непосредственно у него. Уже в первые дни интенсивного обучения я
убедился в ценности того, чему учил Яо. Я смог убедиться в том насколько
прозрачна и целостна система методов тренировки, и к тому же они полностью
соответствуют концепциям, оставленым Ван Сянчжаем в своих теоретических
трактатах. Конечно же Яо Чэнгуан произвел на меня неизгладимое впечатление
своими способностями. Его ученики также демонстрируют очень высокий уровень.
Часто приезжают представители разных боевых искусств со всего Китая, а также
из-за границы, для того, чтобы лично убедиться в способностях Яо. Однако, в
большинстве случаев, они оказываются не в состоянии выдержать даже первое
испытание - поединок с одним из его учеников. Я сам был свидетелем двух таких
поединков. Оба были убедительно выиграны учеником Яо - один с представителем
другой школы ицюань, а другой с японским чемпионом шут-реслинга.
Занятия школы "Цзунсюнь угуань" мастера Яо Чэнгуана
происходят в одном из пекинских парков. Как базовые так и более продвинутые
упражнения, включая спаринг, происходят на бетонной площадке, в одном из уголков
парка. Акцент на реалистичность "уличного" боя шокировал бы многих практикующих
боевые искусства в Польше. У меня самого была возможность в этом убедиться,
правда не в свободном поединке, а в спаринге толкающих рук (туй шоу), когда мои
партнеры не колеблясь использовали "условия природной среды" то для того чтобы
бросить меня о ствол дерева, то для того чтобы толкнуть меня на каменную
скамейку. Особенно запомнилось мне как мастер давал частный урок мне и еще
одному ученику у себя во дворе. В небольшом пространстве, ограниченом стенами,
на которые опирались тазики и другие предметы, мы занимались туй-шоу (очень
динамично с быстрой работой ног, что существенно отличается от туй-шоу
известного из тайцзицюань), двигаясь по неровному полу, из которого под разными
углами торчали камни и кирпичи, а еще там лежали тротуарные плиты, которые
качались каждый раз когда на них наступали. При выполнении стандартных
упражнений туй шоу, одновременно удерживать внимание на ногах, чтобы не
споткнуться было уже трудно. Намного труднее стало когда мы перешли к спарингу
туй шоу.
Мастер Яо Чэнгуан с учениками
Ицюань не ограничивается только навыками рукопашного боя.
Это еще и искусством саморазвития, самосовершенствования а также форма
упражнений для здоровья и хорошего самочувствия. Здоровье и самооборона - эти
два аспекта искусства ицюань по мнению мастера Яо Чэнгуана неразделимы. Хотя
некоторые из-за физических ограничений или плохого здоровья не могут принимать
участие во всех формах тренировки ицюань, отказ в так называемых
"оздоровительных" версиях ицюань (известных как чжан чжуан, цзяньшень чжуан,
яншен чжуан, чжуан гун) от некоторых требований характерных для полной системы,
по мнению мастера Яо является ошибкой. В школе мастера Яо я встретил несколько
человек, которые занимались для здоровья. Занимаясь ранее одной из так
называемых "оздоровительных" версий, они приходили к выводу что больше пользы
для здоровья они начинали получать, когда приступили к изучению "боевой" версии
у мастера Яо.
У мастера Яо Чэнгуана на сегодня много учеников во всем
Китае, Гонконге, Японии. В Польше ицюань тоже имеет шанс на развитие благодаря
обучению и поддержке мастера Яо.
Эта статья была опубликована в интернет-журнале "Świat Nei
Jia" №7, Июнь 1999
http://yiquan.narod.ru/doc/yaocg_ru.html