8--12 ноября 1953 года в китайском городе Тяньцзинь
состоялась "Первая всекитайская национальная соревновательная и показательная
спартакиада". После нее у китайских властей окончательно оформились мысли о
необходимости ``огосударствления" ушу. Официальные причины были таковы: ушу
мистифицировано, надо освобдить его от неоправданной загадочности, от клановости,
упростить терминологию, что сделает егоболее доступным. Тогдашний председатель
Госкомспорта КНР призвал отделить истинные ценности от подделок. Такая
формулировка позволила оставить "за бортом" официальных боевых искусство многих
влиятельных народных мастеров.
Весной 1956 года будущий председатель КНР Лю Шаоци выступая
в Госкомспорте прямо сказал: "Надо усилить исследовательскую и реформаторскую
работу по традиционным видам физической культуры в нашей стране, таким как ушу и
цигун, изучив их начуную ценность". В результате "изучения научной ценности"
специальная исследовательская группа создала ряд абсолютно новых, никогда ранее
не существовавших нормативных комплексов. Для них было использовано старое
название "чанцюань" ("длинный кулак"). В основу чанцюань легло несколько
северных стилей, где было принято вести бой на длинной дистанции - чжацюань,
хунцюань, хуацюань. Критерием отбора движений в новый стиль были не боевая
ценность, доступность или разработанная методика преподавания, а прежде всего
зрелищность или оздоровительная ценность. Чанцюань включал в себя
широкоамплитудные красивые движения, широкие махи и вращения руками, высокие
прыжки, резкие остановки и внезапные ускорения. Традиционные стили под понятие
"нормативности" не попадали, так как могли немного отличаться в формах,
например, ударов. В результате из обоймы официального ушу было исключено
подавляющее большинство традиционных стилей. По такому же принципу был составлен
стиль "наньцюань" ("южный кулак"), образованный из движений стилей южнокитайской
провинции Гуандун. Аналогичным образом были составлены нормативные комплексы с
копьем, палкой, прямым и широким мечами и т.п.
Особое внимание уделялось реформе тайцзицюань.
Оздоровительная направленность давала возможность превратить его в "стиль номер
один" в КНР. В результате из большого, внутренне очень сложного комплекса стиля
семьи Ян возник ныне всемирно известный "упрощенный тайцзицюань" в 24 формы.
Осенью 1956 года были проведены первые показательные
состязания по новому виду спорта - гимнастике ушу. В том же году была создана
Всекитайская ассоциация ушу, ее первым председателем стал Ли Мэнхуа - сын одного
из создателей КНР Ли Дачжао, проводивший в области ушу официальную линию
правящей партии. Грандиозная работа завершилась успехом - ушу находилось под
контролем государственной власти, а традиционные мастера уже не имели права
слова. Вслед за этим были созданы местные ассоциации. Планомерно создавались
специальные спортивные группы, молодежные клубы. С 1957 года в каждой провинции,
крупном городе и автономном районе стали создаваться специализированные
спортивные команды по гимнастике ушу для участия в соревнованиях.
Постепенно правила реформировались, требования к
показательности движений усиливались. Высокую оценку стали давать за красивый,
высокий прыжок и приземление в устойчивую, зрелищную позицию. В комплексы были
включены и акробатические элементы типа кувырков. В 1964 году спортсмены должны
были соревноваться уже в многоборье, то есть выступать в нескольких видах
программы, а победителем объявлялся тот, кто набирал большую сумму очков. В
итоге ушу превратилось в типичный спорт высоких достижений, в котором заметных
результатов может добиться лишь человек, принадлежащий к строго определенной
категории подготовленных людей, в основном молодежи до 20-ти лет.
В период Великой пролетарской культурной революции
(1966--1976) соревнования по ушу были вообще прекращены, дабы не отвлекать народ
от важнейшей цели классовой борьбы. После ее окончания соревноавния возобновили,
но стало ясно, что народ хочет зрелищ, а не просто красивых движений, что люди
хотят увидеть бои. Началась работа по созданию спортивного единоборства на
основе ушу. Официально его называли саньшоу, но в рекламных целях часто
использовали и старый термин саньда, которым в традиционном ушу обозначали
рукопашный поединок без правил.
После нескольких лет экспериментов с середины 80-х годов
начались официальные соревнования по ушу-саньшоу всекитайского масштаба.
Поединки велись на квадратном неогражденном помосте со стороной 8м, в полный
контакт, в защитном снаряжении. Разрешались удары перчатками, удары ногами и
броски, можно было атаковать в падении и выбрасывать противника с помоста. В
целях безопасности были запрещены серии ударов руками в голову.
Наблюдая, как соседи по региону используют свои
единоборства в качестве локомотива для прорыва на рынки западных держав,
китайское правительство решило пойти по тому же пути, и начало работу по выходу
ушу на международную арену. Спортивное ушу вошло в программу X Азиатских игр (и
с тех пор является ее постоянным элементом), а в 1989 году в Шэньчжэне
состоялись первые международные соревнования по ушу. Чтобы привлечь иностранных
участников, были изменены правила поединков (в частности, стали драться босиком,
чтобы сделать правила более знакомыми для каратэк, таеквондистов и
тай-боксеров), а ряд китайских спортсменов высокого уровня на состязания допущен
не был, чтобы иностранцы могли занять призовые места. Осенью 1991 в Пекине года
был проведен первый Чемпионат мира по ушу. Большим удивлением для многих было
то, что второе место заняла сборная СССР, лишь немногим уступив хозяевам
соревнований. Китайское правительство стало всерьез подумывать о возможности
сделать ушу олимпийским видом спорта.
После провала попыток завоевания для Пекина права на
проведение одной из Олимпиад в районе 2000 года, в китайском руководстве
наступил спад интереса к ушу, и несколько лет в начале 90-х годов спортивное ушу
просто катилось по накатанной дорожке. Однако в последнее время в спортивном ушу
вновь наблюдается всплеск активности. Так, в программу IV Чемпионата мира
(ноябрь 1997, Рим) были включены новые виды, а весной 1998 года стало известно о
новых изменениях в правилах поединков по саньшоу: теперь разрешены удары локтями
и коленями.
Ради увеличения интереса к занятиям, в ушу неоднократно
пытались ввести систему рангов. Первая такая система состояла из пяти разрядов,
высшим из которых являлся "Герой ушу". Она просуществовала года два, потом про
нее начали потихоньку забывать. В 1998 году, в связи с новыми попытками выхода
на международную арену, Госкомспорт КНР принял решение о введении в спортивном
ушу системы рангов, соответствующей установившимся международным стандартам. На
состоявшемся 17 апреля 1998 года в Пекине собрании 112 знаменитым ушуистам были
присвоены высшие даны. За огромный вклад в развитие спортивного ушу Хэ Фушэн,
Чжан Вэньгуан и Цай Лунъюнь получили 9-й дан, 26 человек получили 8-й дан и 83
человека - 7-й дан. Окажет ли это нововведение какое-либо влияние на ушу -
покажет время.
Итак, что входит в спортивное ушу сегодня? Все его виды
можно разделить на два: гимнастика ушу (т.н. многоборье ушу), и единоборческие
виды. В программу многоборья ушу входят чанцюань, наньцюань, тайцзицюань,
нормативные комплексы по некоторым стилям традиционного ушу, комплексы с шестом,
копьем, мечом-цзянь, мечом-дао, трехсекционным цепом, девятисекционным хлыстом,
парными мечами, алебардой-дадао, парными хлыстами, кистенем-люсин и разными
видами традиционного оружия. С 1997 года введены дополнительные виды - меч
тайцзи, южный шест и южный меч. К единоборческим видам относятся ушу-саньшоу,
состязания по туйшоу ("толканию руками" из тайцзицюань) и дуаньбин (боям на
мягких мечах). Ходят слухи, что в скором времени будут созданы и правила для
чанбин (бои на длинном оружии, типа шестов и копий).
На Тайване, в рамках их извечного соперничества с КНР,
также были созданы спортивные варианты ушу, которое на Тайване называют гошу.
Поединки по гошу проходят по правилам, более похожим на правила соревнований по
каратэ, то есть удары наносятся с дозированным контактом. Кроме того, есть
соревнования по туйшоу и чисао ("липкие руки" из юнчунь).
http://2fight.info/article/28