Цинь Цинфэн
Шаолиньцюань назван так по монастырю Шаолинь. Монастырь
Шаолинь
размещается в горах Суншань, что на северо-западе уезда
Дэнфэн
провинции Хэнань. Горы Суншань состоят из двух цепей.
Восточная
цепь называется "тайшишань", западная - "шаошишань".
Прославившееся в Китае и за его пределами такое
важное для
буддизма место, как монастырь Шаолинь, находится
именно в
покрывающих Шаошишань лесах.
Монастырь Шаолинь был основан при династии Северная
Вэй во
времена императора Сяовэнь-ди на 19-й год правления под
девизом
"Тайхэ", то есть в 495 году по современному
летоисчислению.
Шаолиньский монастырь прославился благодаря боевому
искусству, и
шаолиньское ушу многое добавило к священной славе
древнего
монастыря. История о том, как "Бодхидхарма создал
кулачное
искусство" передается до наших дней. Монах Бодхидхарма был
одним
из тех, кто пришел вслед за Бато и проповедовал учение Чань
(одна
из разновидностей Махаяны). Согласно историческим
документам, он
был родом из Южной Индии, и в 5-м веке морским путем
прибыл в
Гуанчжоу, откуда отправился на север, проповедуя учение
Чань.
Затем он "осел в Суншань Шаолиньсы", проповедуя
буддизм в
монастыре. Проповедуемое Бодхидхармой учение Чань
требовало
"успокоить мысль и исправить сознание", "убрать всю
дхарма,
прочистить ум, увидеть его истинную природу", с
помощью
"созерцания стены в позиции цзочань" привести
внутреннее
состояние к спокойствию и твердости, достигнуть
состояния
"недеяния, спокойствия пустоты", стараться добиться
освобождения
от привязанностей и достижения состояния Будды.
Потому оно
получило широкий резонанс в тогдашнем буддизме, а сам
Бодхидхарма
был прозван "первоучителем Чань". Впоследствии в
монастыре
Шаолинь был сделан барельеф "Бодхидхарма на тростнике
пересекает
реку", а также такие памятники, как пещера Бодхидхармы,
образ
Бодхидхармы на каменной стене, скульптура Бодхидхармы,
которые
добавляют еще больше мистики в его образ. При династиях Мин
и Цин
была создана история о том, как "Бодхидхарма создал
кулачное
искусство", которая со временем распространилась. При
династии
Мин на четвертый год правления под девизом "Тяньци"
(1624 год)
увидели свет два трактата - "Ицзиньцзин" и "Сисуйцзин",
которые
"монах Цзынин из секты Тяньтай" приписал Бодхидхарме. Hа
самом
деле их содержанием являются оздоровительные методы, не
имеющие
никакой связи ни с шаолиньским ушу, ни с чань-буддизмом.
Позднее
из-за ограниченности исторических познаний у занимающихся
боевыми
искусствами и преклонения перед именами
первоучителей имя
Бодхидхармы использовали для создания истории различных
стилей
ушу, что в сочетании с мистическим буддийским жаргоном
позволяло
занимающемуся социально утвердиться, укрепить местные
тайные
общества, подчеркнуть "истинность наследования" своего
стиля. С
другой стороны, в отличие от других направлений, все
шаолиньские
стили считают своим основателем именно Бодхидхарму.
Во время долгого периода исторического развития
шаолиньские
кулачные методы широко вбирали в себя атакующе-защитные
техники
народных и армейских стилей ушу. Из верховых и пеших
методов,
техник обращения с длинным оружием, коротким оружием,
парным
оружием, гибким оружием, тайным оружием были взяты
методы
тренировки, и постепенно сформировались весьма прикладные
методы
боя без оружия и с оружием. Среди них шаолиньские методы
боя с
шестом сформировались при династии Мин на
сороковом году
правления под девизом "Цзяцзин" (1561 год). В этом году
один из
руководителей борьбы с японцами полководец Юй Даю
прибыл в
монастырь Суншань Шаолинь, чтобы посмотреть как
тренируются с
шестами монахи монастыря, и сказал: "их шесты уже
утеряли
истинную традицию древних". Монахи "испросили
указаний", и Юй
взял с собой двух монахов - Цзунцина и Пуцуна - чтобы они
могли
обучиться в армейской среде. После нескольких лет
усердных
тренировок и практики на полях сражений эти двое
вернулись в
монастырь и обучили изученному остальных. Монахи
соединили их
науку с лучшим из мастерства постоянно приходивших в
монастырь из
всех земель мастеров, и за счет многократной шлифовки
искусство
шеста сильно развилось, были написаны знаменитые
трактаты по
искусству шаолиньского шеста, с тех пор искусство
шаолиньского
шеста и прославилось в мире.
В те годы юго-восточные районы Китая подвергались
набегам
японских пиратов. В их число входили бродяги, буси,
ронины,
морские разбойники, их мечи были остры и они любили
пускать их в
ход, многие военные и гражданские пали на побережье
под их
мечами. Командовавший в то время сопротивлением
японцам
полководец Ци Цзигуан лично возглавил войска, изменил
тактику,
стал использовать собственные достоинства против
недостатков
противника, его войска использовали такие виды
оружия, как
бамбуковые копья, "волчехвостые метлы", секиры-пики,
плетеные
щиты с мечами, и много раз разбивали японцев.
Одновременно
императорский двор издал эдикт о наборе в армию, чтобы
покончить
с второжением и успокоить народ. Свыше трех десятков
шаолиньских
монахов-бойцов откликнулось на призыв, под руководством
монахов
Юэкуна и Тяньчи они достигли района Шанхай-Ханьчжоу и
приняли
участие в сражениях с японцами. Так как эти монахи-бойцы
часто
использовали железные шесты, то противнику не было
возможности
использовать свои мечи, враг "встретился - и пал". Как
видим,
тогдашнее шаолиньское искусство шеста уже избавилось
от не
имеющих смысла движений и красивых, но бессильных приемов,
стало
реально-боевым искусством. Стратег времен династии Мин Чэн
Чундоу
много раз ездил учиться в монастырь Шаолинь, всю жизнь
исследовал
искусство владения шаолиньским шестом, и написал "Шаолинь
гуньфа
чаньцзун". В трактате в качестве традиционных шаолинских
техник
описаны такие методы действий шестом, как "большой
дьявол",
"малый дьявол", "иньский хват", "хлопок шестом",
"пронизывающий
челнок".
Так как монастырь прославился благодаря боевому
искусству, то в
Шаолинь стекались мастера боевых искусств, люди
благородных
намерений. Здесь обменивались идеями народные мастера
различных
направлений, что повышало уровень шаолинских кулачных
методов,
позволяло им вобрать лучшее из народных методов боя. При
династии
Юань мастер ушу Бай Юнфэн преклоняясь перед авторитетом
Шаолиня
"вверил себя благости Шаолиня и постригся в монахи", целыми
днями
проводил исследование боевого искусства, соединив все
изученное с
жизненным опытом он создал комплекс, в котором
внутреннее и
внешнее прорабатываются параллельно - знаменитый
северный
комплекс "уцюань" ("пять кулаков"), где выделяют кулачные
методы
дракона, тигра, леопарда, змеи и журавля. Этот
комплекс
впоследствии оказал большое влияние на техническое
содержание и
прикладные аспекты шаолиньских кулачных методов.
Император
династии Сун, известный под династийным именем Тай-цзу,
получил
истинную передачу Шаолиня, свое боевое искусство он
описал в
кулачных трактатах, и это впоследствии стало известно в
мире как
"шаолинь тайцзу чанцюань" ("шаолиньский длинный кулак
императора
Тай-цзу").
Обладающий званием "Первый в Поднебесной по боевым
искусствам"
монастырь Шаолинь переживал взлеты и падения, несколько
раз его
опаляло пламя войны, и его методы боя без оружия и с
оружием
постепенно распространялись в народе. Овладевшие
шаолиньским
боевым искусством монахи и послушники спасаясь от
преследований
властей разбегались на юг и север, занося шаолиньские
кулачные
методы во все уголки Китая. Hекоторые кулачные методы
в ходе
взаимодействия с местными народными стилями сформировали
новые,
различающиеся по своему распространению, основателям,
системе и
особенностям виды кулачног искусства. Как
относящиеся к
шаолиньским видам кулачного искусства, они хотя и имели
каждый
специфическое содержание и конструкцию, но в законах
действий
кулаками, методах закалки, требованиях к технике
они все
соответствовали традиционным шаолиньским установкам.