В последний период династии Цин, в годы правления под
девизом "Гуансюй" на улице Дружбы и Мира стояла одна маленькая лачуга, на
которую иной бы и глаз не поднял. Жила там одна семья, зарабатывавшая на жизнь
рыботорговлей. Однако о ней знали и вдали и вблизи! Ведь главой семьи был
"Толсторукий Ван" Ван Фухун, а его отцом был знаменитый "Переворачивающийся на
турнике". Боевое искусство тренировали непрестанно, и в этой семье ушу
действительно стало семейной традицией.
Ван Цзыпин хоть и родился в этой семье ушу, но его желанию
тренироваться постоянно мешали многочисленные препятствия. И сегодня ощущается
вся нелепость ситуации: Ван Фуе обладал отличным мастерством - и не позволял
своему маленькому сыну Ван Цзыпину изучать боевое искусство. Он считал, что Ван
Цзыпин не столь высок и крепок, как большие ребята, телом слаб и немощен, а если
тренировки не приносят успеха, то такой человек становится "деревом для
отработки ударов". Кроме того, он отдавал себе отчет, что достаток семьи
невелик, торговля рыбой едва позволяет поддерживать существование нескольких
едоков, а тренирующийся изнашивает обувь, одежду, потребляет пищу. Поговорка
гласит: "Тренирующийся мальчик съедает старика", - ибо нельзя достичь успехов в
тренировке, не наедаясь досыта. Человек - железо, пища - сталь, если не
наедаться, то как же тренироваться? Еще более важным было то, что и семья Ванов
тренировалась уже целый ряд поколений, и многие другие семьи в уезде были хорошо
натренированы, но ни перед кем не было никакой перспективы. А не можешь
возвыситься - не лучше ли заняться чем-нибудь другим? Поэтому Ван Фуе упорно не
соглашался тренировать Ван Цзыпина, желая, чтобы тот пошел по стопам старшего
брата, знавшего несколько иероглифов, и мог в будущем принести какую-нибудь
пользу семье. Вначале - как старший брат, поработать на семью, а разговор об
остальных делах - после. Однако старый Ван Фуе и не подозревал, какое огромное
впечатление оказывало его мастерство на сына! Его чудесные техники мало-помалу
пускали корни в незрелых чувствах Цзыпина. Старик уже позабыл, как в молодости
его увлекало мастерство представителей прежних поколений, иначе как бы он
приобрел теперешнее мастерство? Однако он не забыл, что тренировки - это "поиск
горького хлеба", и думая о сыне, о положении семьи, не хотел к горечи добавлять
горечь.
Однако мать горячо любила сына и по-другому смотрела на это
дело. Сердце живое, силы немало - это тоже неплохо, раз уж любит баши - пусть
тренируется! Поговорка гласит: "Искусственно вращая тыкву сладкой ее не
вырастишь". Если заставлять его изучать коммерцию, к которой у него душа не
лежит - дело не выгорит. Если стремиться тренировать боевое искусство - надо
позволить ему тренироваться!
Однажды, когда Ван Фуе с коллегами тренировался под
руководством старого отца, шестилетний Цзыпин сказал матери: "Ма, попроси
пожалуйста па обучить меня баши!" Мать с радостью передала это супругу, но Ван
Фуе только и знал, что мотать головой: "Довольно! Наша семья тренирует боевое
искусство из поколения в поколение, и поколение за поколением живет в бедности,
пусть Цзыпин поучит что-нибудь другое!" Видя, что супруг непреклонен, мать
обратилась к одному из его коллег: "Этот ребенок очень сообразителен, прошу Вас,
возьмите его в ученики, позвольте ему поучиться баши..." Еще не отзвучал звук ее
голоса, а тот учитель уже замахал руками, говоря: "У этого мальчика слишком
хилое тело, пусть лучше изучает гражданские науки!" На самом деле, раз уж отец
Цзыпина не позволял ему изучать боевое искусство, как же его коллеги могли взять
того к себе в ученики в его присутствии?
Маленький Цзыпин ушел, не издав ни звука. Куда он девался?
Спустя много времени мать его обнаружила. Оказывается, он вырыл в деревне
канаву, и то прыгал с одной ее стороны на другую, тренируя дальность прыжка, то
выпрыгивал с ее дна на землю, тренируя прыжки в высоту. Мать крепко прижала его
к груди и радостно сказала: Сынок, хочешь тренироваться - тренируйся хорошенько,
и тогда непременно сможешь приобрести хорошее мастерство". И на самом деле,
разве ее муж не был таким же? Она погладила сына по голове и сочувственно
сказала: "Дело нужно доводить до конца, надо развивать силу. Я оставлю тебе
поесть".
Поощряемый любящей матерью Ван Цзыпин сделал первый шаг по
большой дороге ушу. Он тренировался днем и ночью, канава становилась все глубже
и шире. Не прошло и нескольких лет, как он мог "вперед прыгнуть - на чжан, назад
- на восемь чи", а прыгая вверх мог взлететь на карниз и влезть на стену.
Все матери в мире любят своих детей. Издавна ходит много
преданий о мудрых матерях, помогающих детям выбиться в люди. Мать Ван Цзыпина -
обычная мать, простая домохозяйка из захолустья. У нее не было культурности, она
не питала каких-либо надежд, но она смогла понять желание сына. Она всего лишь
поддержала любовь сына к ушу, передачу ушу по традиции, не сочьтя недостойным
трудное решение сына о самостоятельных тренировках. Своим позволением сыну
исследовать ушу она, взяв на себя горечь и невзгоды, добилась счастливого
осуществления желаний сына. В этом - важное и незабываемое воздействие обычной
матери на формирование одного из героев китайского ушу. Оказанное ею
воспитательное благодеяние не забывалось сыном в течении всей жизни. Когда Ван
Цзыпину было уже за 90, он часто в присутствии дочки, зятя, внуков и учеников
упоминал о том, как его любимая мать в тяжелых жизненных условиях поддерживала
его занятия ушу, и его глаза при рассказе об этом всегда были полны слез.
Материнская любовь оставила след в его сердце на всю жизнь.
http://www.wushu.tlt.ru/1_1/QiGong/VanCsiPin/p3.html