В провинции Хэбэй неподалеку от залива Бохай, в 240 ли от
Тяньцзиня есть маленький уездный центр. Железнодорожная станция там называется
"Цансянь", но старики говорят: "Цанчжоу". Поезд, идущий из Пекина в Шанхай,
обязательно проходит через это место. Так как вблизи Цанчжоу еще проходит
древний канал, то здесь сформировался перевалочный порт. Издавна едущие с юга на
север люди знали, что в провинции Хэбэй есть Цанчжоу. Маленькое местечко стало
известным.
Земля в Цанчжоу всегда была бедной. В засушливое время куда
ни кинешь взгляд - все вокруг покрыто белым налетом соли - и разной глубины ямы,
и невысокие хлеба. Когда же впадающая в море река разливается, Цанчжоу полностью
погружается в воду, которая полностью размывает земляные стены домов, и тогда
повсюду раздаются горестные крики... Однако по мнению тогдашнего императорского
двора это место лучше всего подходило для ссылки преступников. А какое место не
в горесть ссыльнокаторжным? Цанчжоу и стал известен как земля горести.
Однако что сделало Цанчжоу действительно знаменитым, так
это многочисленные тренирующие баши люди. В Цанчжоу в каждой семье и в каждом
дворе есть занимающиеся боевым искусством. Что видишь выйдя из дому? -
тренировку боевых искусств; разговоры в чайной - тоже о тренировке боевых
искусств; повсюду любое дело обычно связано с тренировкой боевого искусства.
Поэтому в мире ушу Цанчжоу известен как "гнездо ушу", как место "спрятавшегося
дракона и укрывшегося тигра". Это не преувеличение, с древних времен в Цанчжоу у
всех - богатых и бедных, взрослых и детей, мужчин и женщин, старых и молодых -
тренировка боевого искусства стала повседневным делом, передаваемым из поколения
в поколение.
Тренировка боевых искусств дала жителям Цанчжоу и его
окрестностей еще один способ заработка. Натренировавшись, одни становились
бродячими актерами и циркачами, другие шли работать в конторы по поставке
телохранителей, и этим зарабатывали на одежду и пропитание. Со временем в
Цанчжоу стало очень много хорошо владеющих баши, так что даже в самой бедной
семье непрестанно тренировали боевое искусство, что привело к беспрерывному
появлению скрывающих в теле удивительную технику. К примеру прославившийся среди
улиней двадцати трех провинций глава бяоцзюй "Ли Фэнган с двумя мечами" был из
Цанчжоу. Он был хуэйцзу, люди прозвали его Ли Пятый Отец.
В тот период бяоцзюй открывались повсюду. Они предоставляли
эскорт для больших партий товаров или ценностей, перевозимых из одного места в
другое. В случае встречи с грабителями эскорт обращал их в бегство, и охраняемый
груз спокойно прибывал в назначенное место. Бяоцзюй каждой дороги имели
собственные знаки и названия, а при сопровождении нередко использовали
"ханьбяо". У бяоцзюй разных маршрутов были разные методы. "Ханьбяо" - это
издавание вглубь зеленого леса зова примерно такого содержания: "Мы - такое-то
бяоцзюй такой-то дороги, убирайтесь, а если осмелитесь напасть на охраняемый
груз, то ничего хорошего для себя не ждите!" Каждый раз, когда охраняемый груз
добирался до очередного пункта, следовал "ханьбяо", демонстрация себя и своих
возможностей. Старики говорят, что в те годы охраняемые караваны могли выглядеть
очень заносчиво, на телеги водружался флаг бяоцзюй, охранники с воодушевлением
выкрикивали название бяоцзюй, величественно и строго. Однако проходя сквозь
Цанчжоу караван, находящийся под охраной бяоцзюй любой дороги не издавал ни
звука и следовал в безмолвии, и лишь перейдя границу уезда Цан вновь
разворачивал знамена и издавал ханьбяо. Это называлось "охранники не вызывают
Цанчжоу".
"Охранники не вызывают Цанчжоу" - это уважение улиней к
мастерам ушу из Цанчжоу, вызванное высокой славой их боевого искусства. В
"Хронике уезда Цан" зафиксирован один случай, имевший место при династии Цин:
Однажды в южных воротах Цанчжоу появился человек, громко
выкликающий кого-нибудь из бяоцзюй. Оказалось, что это - уверенный в себе
охранник, желающий проверить боевое искусство Цанчжоу. Этот клич потревожил
знаменитого преподавателя кулачного искусства Ли Гуаньмина, жившего на Южной
улице. Он тут же вскочил на быструю лошадь и погнал вперед, сразу обогнав
охраняемую телегу. Прямо впереди была каменная мемориальная колонна. Ли Гуаньмин
сжав ноги метнул тело вверх, и только и было видно, что две его руки,
захватившие поперечную перекладину мемориальной колонны, да висящая лошадь,
зажатая между ногами. И человек, и лошадь висели не доставая до земли. Зажатый в
воздухе скакун изо всех сил бил копытами и громко ржал, но не мог вырваться из
ног Ли Гуаньмина. Увидев это величественное зрелище охранник посерел от страха и
подумал: "У этого учителя кулачного искусства сила - как у святого, как я могу
ему противостоять?" - и он тут же упал на колени, непрерывно прося прощения. Ли
Гуаньмин оглянулся, рассмеялся, отпустил колонну, подхлестнул лошадь и ускакал.
Эта история быстро распространилась в мире ушу, и все знали, что это - очередное
потверждение того, что "охранники не вызывают Цанчжоу". Все охранники караванов,
следуя через Цанчжоу, очень уважали Цанчжоуских мастеров, цанчжоуские молодцы
также отличались хорошим гостеприимством, и они приветствовали друг друга
согласно этикету, позволяли охраняемым грузам спокойно следовать дальше и желали
уходящим друзьям мирной дороги.
Боевое искусство передавалось в Цанчжоу из поколения в
поколение, и с течением времени во множестве появлялись все новые и новые люди,
владеющие им на высоком уровне.
В годы народных страданий в трудных условиях они
мучительными тренировками вырабатывали изумительное гунфу, но для мастерства
многих храбрецов так и не нашлось применения, много отличных техник было
утрачено.
Однако трудности могут отлично закалить человека. Последнее
столетие Цанчжоу жил под влиянием нескольких поколений героев, среди которых
было немало внесших вклад в дело расцвета китайского ушу и вписавших яркие
страницы в его историю.
Господин Ван Цзыпин и был одним из представителей
зародившегося в Цанчжоу поколения наставников и улиней недосягаемого
совершенства. Он является не только славой Цанчжоу, но и гордостью всего
китайского народа.
http://www.wushu.tlt.ru/1_1/QiGong/VanCsiPin/p1.html