В VII веке на противоположных концах Азии произошли важные
для мировой истории события. В Аравии зарождается Ислам, который в течение всего
столетия распространяется на Восток и Запад. В это же время Китай восстал из
хаоса, продолжавшегося четыре века, и вошел в один из величайших периодов своей
истории.
Они столкнулись практически сразу после выхода Ислама на
мировую арену: китайские войска сошлись в битве с армией Арабского халифата на
реке Талас, на территории нынешней Киргизии. В последующие века мусульманские
торговцы и проповедники с Ближнего Востока и из Средней Азии регулярно посещали
Китай. Некоторые оседали на постоянное жительство.
Вскоре благодаря их проповеднической деятельности Ислам
стал распространяться среди китайцев. Мусульманское население Китая постепенно
увеличивалось и за счет иммигрантов – астрономов, математиков, врачей,
приезжавших по суше и морю.
В XIII веке Китай был захвачен Чингиз-ханом. К власти
пришла династия Юань. В 1219 году с завоеванных монголами территорий
Аббасидского халифата в Китай стали переселять персов и арабов, которых называли
«сэму», что означало «цветноглазые».
С конца XIII века мусульмане составляли уже значительную
часть населения на северо-западной окраине Китая. В документах времен династии
Юань мусульмане именовались «хуэйхуэй», отсюда и произошел современный китайский
термин «хуэйцзу» («мусульманская нация»).
Мусульмане постоянно подвергались притеснениям со стороны
центральной власти, поэтому они часто поднимали восстания или принимали активное
участие в восстаниях основного населения Китая.
Известно, что немало солдат и офицеров, принимавших участие
в сбросившем династию Юань восстании Чжу Юаньчжана, были мусульманами. Самыми
именитыми из них были генералы Чан Юйчунь и Ху Дахай, My Ин, Лань Юй, Фэн Шэн и
Дин Дэсин, которые являлись превосходными мастерами ушу. Генерала Чан Юйчуня
считают разработчиком техники действий копьем «кайпин цянфа».
Нельзя не вспомнить Ма Шоуина, позднее ставшего известным
под именем «почтенный мусульманин», который возглавил восстание против династии
Мин (середина XVII века) в провинции Шэньси. Его прославившийся отряд,
большинство воинов которого составляли мусульмане, прозвали «лао хуэйхуэй ин»
(«батальон почтенного мусульманина»).
Правление маньчжурской династии Цин (1644-1911),
притеснявшей свободу вероисповедания мусульман, стало для китайских
последователей Ислама периодом наибольшего угнетения. Мусульмане подняли
несколько крупнейших восстаний, охвативших свыше десятка китайских провинций.
Однако все они были подавлены с небывалой жестокостью. Синь-хайская революция,
сбросившая династию Цин, прошла при активном участии китайских мусульман.
Таким образом, в течение семисот лет своего существования в
Китае «мусульманская нация» была тесно связана с войнами и восстаниями. Это
способствовало широкой популярности боевых искусств в ее среди. Последователи
Ислама Китая рассматривали ушу как фактор, стимулирующий боевой дух, как
средство обороны и самоконтроля. Ниже мы поведем речь о некоторых из
мусульманских стилей ушу.
1. Чацюань («кулак Чжа»)
В середине XVI века для борьбы с набегами японских пиратов
полководец Ци Цзигуан призвал добровольцев со всей страны. С северо-запада Китая
вышел отряд, в составе которого находился мусульманин Ча Ми Эр. В долгом пути он
заболел, и в уезде Гуань его оставили на попечение крестьян в местной
мусульманской общине. После нескольких месяцев лечения он поправился и в
благодарность за заботу обучил этих людей своему боевому искусству. В честь него
они назвали этот стиль «кулак Чжа», а уезд Гуань стали называть родиной Чацюань
В истории боевых искусств остались имена многих мастеров
чацюань. Один из них – Чан Чжэньфан (1898-1979), у которого учились почти все
крупные мастера чацюань современности. С 1927 года он преподавал мусульманский
стиль ушу в мечети уезда Тунсюй провинции Хэнань. Самым прославленным из его
учеников является нынешний вице-президент Всекитайской ассоциации ушу и
заведующий кафедрой ушу Пекинского университета физкультуры Чжан Вэньгуан.
Еще одним выдающимся мастером чацюань XX столетия является,
безусловно, Ван Цзыпин (1881-1973), выходец из бедной мусульманской крестьянской
семьи. Он обучался у известного мастера ушу муллы Ян Хунсю, который и обучил его
чацюань. В 1960 году Ван устроил показательные выступления в Бирме, и
потрясенные зрители не могли поверить, что ему уже 79 лет!
Мусульманский чацюань является одним из популярнейших
стилей китайского ушу.
2. Цзяомэнь таньтуй («исламский таньтуй»)
Таньтуй («удар ногой, подобный распрямлению лука») – это
хлесткий удар ногой снизу вверх. Примечательно, что первоначально в стиле было
28 «дорожек», соответствовавших 28 буквам арабского алфавита. Но впоследствии
для начального обучения оставили лишь 10, а из более сложных составили два
комплекса туйцюань («кулак ног»). Наборы упражнений таньтуй распространены в
среде компактного проживания мусульман настолько широко, что появилась поговорка
«От Нанкина до Пекина, где Ислам, – там и таньтуй».
3. Али гунь («шест Али»)
Китайцы любят говорить: «На юге – кулаки, на севере – ноги,
на востоке – копья, на западе – шесты». Это пословица подчеркивает огромную
популярность искусства боя на шестах, получившего самое широкое распространение
среди мусульман, проживавших на северо-западе Китая. Там были популярны такие
мусульманские школы боя на шестах и копьях, как «одноглавый шест матери и сына»
и «двуглавый шест-полоса», «жердь семьи Ша» и «копье семьи Ма». Согласно
некоторым источникам, ранее среди китайских мусульман бытовали комплексы под
характерными названиями «меч Сулеймана» и «меч Корана».
4. Хуэйхуэй шиба Чжоу («18 мусульманских локтей»)
Этот стиль считался типично мусульманским, ему никогда не
обучали представителей других вероисповеданий. Он отличается приемами боя на
короткой дистанции, которые состоят преимущественно из разящих ударов локтями.
Этот стиль упоминался в различных средневековых трактатах по ушу и в наше время
считался даже утерянным, пока одна из экспедиций по изучению ушу неожиданно не
обнаружила носителя традиции – учителя Цзюй Куя, мусульманина из уезда Тун
провинции Хэбэй.
Он родился в 1896 году, а стиль изучил также у
мусульманского муллы Ян Ваньлу в 1930-х годах. Названия многих движений имеют
чисто мусульманскую окраску, например, начальные и заключительные упражнения
комплексов формируются из таких движений, как «имам», «форма сосуда для
омовения» и т. п.
5. Ииши («7 Воинов»)
Этот стиль был назван так в честь семи великих воинов
Ислама. Еще одно название стиля – танпинцюань («кулак сосуда для омовения»). В
силу того, что стиль являлся секретным и передавался только среди мусульман и
только по мужской линии, сегодня им владеют немногие. Занятия, перед которыми
воины традиционно совершали омовение и двухракаатную молитву, проводились во
внутренних дворах мечетей.
6. Тунбэй пигуацюань
Основой техники тунбэйцюань являются широкоамплитудные
проносные круговые удары прямыми руками, выполняемые в различных плоскостях –
как вертикальной, так и горизонтальной. Удары наносятся в быстрой
последовательности, непрерывно, один за другим. В бою бойцы стиля обычно не
шагают, а бегают, что в сочетании с раздаваемыми во все стороны ударами дает
возможность вести бой одновременно с большим количеством противников. Помимо
рукопашной техники в стиле также имеется техника боя с различными видами оружия.
Этот мегастиль постепенно сложился из нескольких
самостоятельных стилей. Изначальным был пигуацюань, что означает «кулак рубящих
движений и подбиваний». Термин же «тунбэй» означает «сквозная подготовка» и
связан с религиозной философией.
Именно благодаря деятельности великих мастеров-мусульман
братьев Ма Фэнту и Ма Ингу в начале XX века тунбэйцюань распространился по всему
северу Китая, вобрав в себя по пути еще два стиля – фаньцзыцюань («кулак
вращений») и чуоцзяо («втыкающиеся стопы»).
7. Бацзицюань («кулак восьми пределов»)
Под пределами подразумеваются восемь сторон света. Название
символизирует силу удара, достигающую предельных точек всех восьми направлений.
Движения простые и короткие, но очень мощные, имеют особую манеру выполнения.
Зачинателем этого стиля является У Чжун (1712-1802), мусульманин из деревни
Мэнцунь (на территории нынешнего Мэнцуньского мусульманского самоуправляемого
уезда).
Помимо рукопашного боя он владел также искусством боя на
копьях, чем широко прославился и получил прозвище «Волшебное Копье». В настоящее
время «кулак восьми пределов» - один из самых популярных стилей ушу в Китае.
Существует также стиль синьилюхэцюань («кулак сердца, мысли
и шести координаций»). Согласно легенде, этот стиль передается от жившего при
династии Цин мусульманского мастера ушу Ма Сюэли. И в течение примерно двух
веков он передавался строго внутри мусульманских общин.
Вследствие постоянных репрессий и преследований в жизненном
укладе китайских мусульман появились конспиративные черты: религиозные
предписания в их кругу подчас выполнялись тайно, многие мусульмане пользовались
в общении между собой системой шифров, тайно путешествовали, находя приют у
единоверцев, и т. д.
Обусловленная политическими обстоятельствами религиозная
обособленность китайских последователей Ислама привела к тому, что мусульманские
стили ушу оставались закрытыми для посторонних вплоть до XX века, когда занавес
многовековой тайны приоткрылся для широкого круга. Некоторые из этих стилей, о
которых мы вам рассказали, теперь уже хорошо известны, но большинство из них
безвозвратно потеряны для нас уже навсегда.
http://www.islam.ru/culture/ushu