Цигун на протяжении нескольких тысячелетий своего развития
обогащался множеством некоторых методик, представляющих собой бесценное
сокровище, присущее не только китайской нации, тем не менее и всему
человечеству.
В процессе практического применения цигун было замечено,
что всем методикам свойственны назначенные обоюдные закономерности, если
говорить коротко, общность всех методик цигун проявляется в наличии "трех
регулирований" и "четырех ключевых моментов". "Три регулирования" -
"регулирование тела, сердца и дыхания" - изучены и описаны достаточно полно и не
требуют никаких дополнительных пояснений, а вот на "четырех ключевых моментах"
следует остановиться .
Под "четырьмя ключевыми моментами" мы понимаем четыре
процесса, связанные с функционированием "внутренней ци", а именно:
- противостояние между "наличием" и "отсутствием";
- противоборство между "справедливым" и "простым";
- короткое сплетение "истинного" и "ложного";
- обоюдное превращение "пустоты" и "непустоты".
1. Противостояние между "наличием" и "отсутствием"
Занятия цигун требуют "получения ци", то есть пробуждения и
задействования загадочной в человеке жизненной энергии. Поэтому "получение ци" и
следует признать преимущественным ключевым моментом в занятиях цигун. В
многообразных методиках применяются свои приемы решения этой задачи, это и
"ведение и привлечение ци" (даоинь), и "сосредоточение на чем-либо одном", и
"наблюдение за мыслями", и подсчет дыхательных циклов, и т.д., и т.п. Но наш
разговор не об этом, затронем две супротивные проблемы.
Первая из них связана с утверждением, что умение
погружаться в "состояние покоя" лежит за пределами собственно методики, эта
мысль, на основный взгляд, кажется достаточно парадоксальной, тем не менее если
вдуматься, то она имеет очень бездонный смысл. Незначительное, казалось бы,
утверждение самым наивным образом связано с вопросами идеологии и этики цигун и,
более того, выводит на проблемы мировоззренческого характера. Не зря старые
называли начальные умения и навыки "тренировкой себя", а также говорили, что
"правильная ци приходит к тому, кто далек от страстей и увлечений, кто пребывает
в пустоте", я не раз слышал, как цигунисты говорят: "Совершенствуя мастерство
без совершенствования морали (дэ), обязательно столкнешься с нечистой силой".
Вторая проблема касается вопросов методологии. Она
заключается в том, что независимо от методики овладение ею - это не свободное
разучивание формальных движений, тем не менее впитывание ее квинтэссенции,
получаемой в процессе уяснения сути методики, говоря иначе, стремиться нужно не
к внешнему сходству, а к сходству по духу. Почему вопрос ставится именно так?
Потому что всякий человек имеет свои частные особенности: физическое состояние,
характер заболевания, темперамент, состав крови, функциональное и качественное
состояние ци. Поэтому, строго говоря, каждому человеку нужна своя отдельная
методика. Одна и та же методика многообразным людям может дать некоторый
результат, именно об этом гласят великие постулаты: "учитель помогает выполнить
преимущественный шаг, а будущее зависит от самого человека"; "занимайся,
полностью полагаясь на собственные мысли и чувства". Очень важно самому доходить
до всего, изучать себя, если сосредоточиться только на подражании, то результат
будет обратным ожидаемому.
2. Противоборство между "смиренным" и "низким"
После "получения" ци "точная ци" вступает в смертельную
схватку с "болезненной ци", т.е. начинается противоборство между
"высоконравственным" и "наивным".
В этот момент человек может почувствовать себя очень плохо,
как будто произошло обострение заболевания или его рецидив, иногда начинает
казаться, что к археологической болезни добавилась последная. У многих в такой
ситуации возникает подозрение, что их постигло "отклонение"- Наиболее мнительные
сразу обращаются к наставнику с просьбой вывести их из этого состояния, а,
избавившись от него, не решаются продолжать занятия. На самом же деле эти
ощущения - вполне лучшое явление, если во время занятий цигун организм никак не
реагирует, зачем вообще заниматься? Подобные реакции являются проявлением
противоборства "чистого" и "грязного" и квалифицируются как "атака ци на очаг
заболевания". Они связаны с протеканием неизбежного процесса перехода
количественных изменений в качественные, по окончании которого может наступить
безусловное выздоровление.
Например, известен случай с болезненным периодантитом,
который, перепробовав все возможные средства и так и не излечившись, обратился к
цигун, чтобы избавиться еще и от мучившей его неврастении. Никто и не
предполагал, что занятия цигун нанесут удар по его основному заболеванию. Под
стимулирующим воздействием ци у больного активизировалось кровообращение, в том
числе, в области ротовой полости. Вслед за этим начался активный рост иммунных
клеток, т.е. началось противоборство между "нравственным" и "вольным". Поначалу
воспаление не спадало, продолжались боли и даже появились гнойники. Но когда
гной вышел, сопровождаемый переполненным кровотечением, раны стали затягиваться,
и в конце концов периодантит полностью прошел.
Итак, борьба между "точной ци" и "болезненной ци" есть
правильный процесс, сопровождающий занятия цигун, и он не должен вызывать
никакой паники, было бы опрометчиво прекращать занятия на этом этапе, тем более
недальновидно заниматься охаиванием. В период борьбы между "точной ци" и
"болезненной ци" следует усилить контроль за процессом, не впадать в панику, а,
соблюдая осторожность и не теряя бдительности, преодолеть этот момент, тогда-то
и можно говорить о гарантированном выздоровлении.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-08-07.html