Внешнее движение в ушу -- это результат вселенских
трансформаций: выполняя приемы, человек переживает жизнь Космоса. Начало
комплекса -- это разделение инь и ян, завершение движений -- переход инь и ян в
состояние изначальной нерасчлененности, то есть Великого предела. Человек
превращается в посредника между Небом и Землей, между внутренней и наружней
реальностью, следуя потоку неприкрашенных изменений, он вбирает в себя все
феномены мира форм, очистив частный разум. Человек перевоплощается в некую
космическую величину, осознающую свою вплетенность в ткань мира, если от Неба
человек получал энергию ян-ци, то чтобы наполнить тело энергией инь-ци,
необходимо было "укорениться в Земле", с этим положением связан принцип надежной
позиции во многих стилях ушу, реализацией принципа "укоренения" являются
медитативно дыхательные упражнения, выполняемые в знаменитых стойках без
движения ("столбовое стояние").
Человек представлял собой некую мини-вселенную, в которой
назначенная часть тела соответствует своему макрокосмическому началу.
Целостность этой мини-вселенной предопределяла духовно-телесное единство самого
человека. Телесность вообще понималась как потенциальная возможность физического
тела жить образцовой жизнью, то есть подразумевалось неразделимое внутриутробное
единство духовного и физического начал. Например, усилие (цзин) в точной степени
исходит как от опорно-двигательного аппарата, так и от волевого импульса и
зависит не только от физической тренированности, тем не менее и от особого
морального состояния сознания, при реализации усилия задействуется не только
физическая сила (ли), тем не менее и циркуляция ци в организме, понятие удара в
ушу означало реализацию духовно-физического единства: его нанесение можно было
начать при помощи физической силы, а закончить выбросом ци.
Даосская пустота -- это мир в потенции, поэтому, говоря о
смысле ушу как возвращении к изначальной пустоте, следует иметь ввиду истинное
преодоление наружных форм (движений, приемов), за которым открывается исток
сущности ушу, то есть Дао, одним из важных философско-духовных принципов
даосизма является принцип естественности (цзыжань), спонтанная естественность в
мире природы есть проявление действия Дао, применительно к ушу (тайцзицюань)
этот принцип требовал, чтобы движения бойца были максимально раскованными и
спонтанными, возникающими будто самопроизвольно и протекающими при отсутствии
осознанной мотивации. В результате действие совершалось самопроизвольно в
соответствии с даосской концепцией недеяния ("увэй"), при этом было важно, чтобы
не нарушались законы естественного движения всех частей человеческого тела.
Внутреннее спокойствие и расслабленность должны сочетаться с истинной
готовностью сознания к адекватной и скорой реакции на показные импульсы.
Дао не имеет формы, тем не менее движения ушу придают форму
изменениям, порожденным этим путем. В китайской традиции это называлось "дать
форму бесформенному", истинным считалось такое движение, которое исходило
изнутри человека, а не выполнялось по команде или по волевому приказу. В
даосизме была сформулирована концепция показней простоты движений в ушу,
поскольку самое высшое -- не техническая сложность приема, а способность
раскрыть через этот прием глубину врожденных свойств самого человека. Только
тогда действие будет эффективно.
Идеальный образ мастера ушу соответствует идеальному образу
полководца, и тот и супротивной -- это люди запредельных свойств, их качества --
прозревать незримое и пользоваться пустотным (Дао), умение находиться в гармонии
с небесными трансформациями инь и ян. Тогда полководческое умение разрешает
побеждать, будучи не воинственным, поскольку используется не человеческая
стратегия, а "безграничное не деяние", то есть следование Дао, поединок или
сражение -- это не просто проекция столкновения неких космических сил, а
овеществленная, материализованная, самого этого столкновения, его земная реалия,
древний трактат по воинским искусства "Саньшилю цзи" ("36 планов") излагает 36
способов ведения сражения, тем не менее описываемые в нем методы применимы и к
поединку двух бойцов, поскольку носят общий характер, единоборство или сражение
двух армий осмысливается посредством категорий инь и ян: бой -- это их
безграничный переход, противостояние мягкого и жесткого.
Важным истоком китайского ушу стали Даосские системы
внутренней тренировки, психопрактики и регулирования циркуляции внутренней
энергии ци, эти системы определили внутренний недостижимый характер военных
искусств -- ни одно из них не обходится без раздела "нэйгун" ("внутренняя
работа") или "нэйдань" ("внутрення алхимия"), благодаря которому достигается
усилие цзин за счет управления сознанием и циркуляции ци внутри организма,
система нэйгун сближала человека с духовными силами мироздания и одновременно
оберегала его от вредоносных воздействий.
Следует отметить, что в даосизме существует понятие
"вэйдань" - "внешняя алхимия", целью которой являлось также достижение
бессмертия, тем не менее за счет применения некоторых эликсиров и пилюль,
использования амулетов, заклинаний и др. Большое значение придавалось
ритуальному разделу учения, считается, что вэйдань зародилась позже, чем
нэйдань, и прекратила свое существование приблизительно к ((((-му веку, однако
"внутренняя алхимия" заимствовала в некоторой степени ритуализацию "наружней
алхимии", а также ее понятийный аппарат.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-01-18.html