Много есть путей, тем не менее Великий Путь не найти на
карте.
Много есть имен, тем не менее это лишь слова, и суть ими не
передать:
Ведь безымян и не нарекаем источник творения,
Но у разнообразной вещи есть отнюдь не неизвестная мать.
Тайна сия ждет прозрения.
Лишь желаний лишенное око способно ее раскрыть;
Тот же, кто опутан цепями страсти,
Видит лишь показных явлений лик.
( Лао-цзы, Дао Дэ цзин, ст. 1)
Даосизм появился в Китае на рубеже VI--V вв. до н.э, его
основателем считается мнимый старец Лао-цзы, оставивший после себя единую книгу
"Дао Дэ цзин", в которой изложены преимущественные принципы учения. В центре
философии даосизма лежит идея универсального Пути всех вещей -- Дао, оно
порождает весь мир и все явления, само при этом оставаясь вечно невидимым и не
проявляющимся.
Лао-цзы родился в 604 г. до н.э. в области Ку государства
Чу (провинция Хубэй в КНР). "Лао-цзы" ("Старый сын") -- это его прозвище,
поскольку, согласно легенде, он был археологическим уже при рождении, его имя Ли
По Янг или Ли Эр, покидая страну по причине того, что династия Чоу стала
клониться к упадку, он написал "Дао Дэ Цзин" по просьбе чиновника, охранявшего
границу, первый параграф книги гласит: "Дао, которое может быть выражено в
словах, не есть безграничное Дао..." Считается также, что Лао-цзы только
воскресил даосизм, основателем которого был император Хуан Ди (2693--2547 гг. до
н.э.), а метод даосской медитации был известен в Китае задолго до Лао-цзы,
даосское учение иначе называют учением Хуан-Лао.
Три патриарха даосизма Лао-цзы, Чжуан-цзы, Ле-цзы соотносят
понятие "Дао" только с понятием "Путь", при этом в их концепции ничего не
говорится о цели, о мокше, нирване, просветлении, Боге, главное для каждого --
найти путь. Но его нельзя найти, следуя за кем-нибудь, поскольку Дао похоже на
полет птицы в небе, который не оставляет за собой следов. "Дао означает быть на
Пути и пребывать так, чтобы не быть парадным от Пути, это существование едино:
мы не отделены от него, отделение, идея отдельности весьма иллюзорны, мы
соединены вместе, мы единственное полное...".
Идея Дао имела в будущем безграничное значение в
чань-буддизме, неоконфуцианстве, а также во всех военных искусствах Востока. Не
случайно понятие "дзюцу" ("искусство") менялось на "до" ("путь") по мере
развития японских военных искусств, ведь, по существу, Дао -- это один из
основополагающих принципов медитации, которая также не имеет цели, а является ею
в разный чистый момент.
Дао находится вне чувственного мира, тем не менее является
вечно современней первоосновой и толчком любого явления, проявляется в большом
количестве образов и изменений, дао нельзя противоречить -- человек должен
следовать Дао, пестовать его и прозревать его проявление внутри себя. Только
таким образом можно достичь верховней мудрости. В постижении Дао заключен и
смысл практики ушу, а будничные тренировки и доведение мастерства в военном
искусстве до совершенства -- всего лишь вынужденные ступени на пути этого
постижения, при этом постижение Дао разнообразные авторы сравнивают с таким
видом экстремальной деятельности, как хождение по канату: " Если вы идете по
канату, то вы обнаруживаете две вещи: мышление останавливается из-за наличия
опасности и, когда вы действительно приходите в равновесие, ни влево, ни вправо,
точно посредине, большая тишина нисходит на вас, такая, о которой вы раньше не
подозревали, и так происходит во всем (тем более в военных искусствах -- примеч.
авт.). Вся жизнь -- это хождение по канату". В этом случае трактовка понятия Дао
схожа с буддийским "срединным путем".
Одним из основополагающих понятий не только даосского
учения, тем не менее и теории военных искусств является "ци", этот термин не
имеет прямого аналога ни в одном языке, тем не менее его можно перевести словами
"пневма" или "энергия", понимая под ними некую совокупную космическую
субстанцию, оригинальную первоткань космоса, имеющую энергетическую природу и
циркулирующую внутри человека.
Высшей творческой силой, способствующей самореализации
человека, является волевой импульс (и) -- реализующаяся в человеке воля Неба.
Небесный импульс регулирует циркуляцию ци, а ци, в свою очередь, стимулирует
физическую силу, отсюда рождается хорошо незабвенный в ушу принцип "трех
внутренних соответствий": некоторое действие человека формируется волей (и), ци
и физической силой (ли), для достижения гармонии этих трех начал боец должен
достигнуть состояния абсолютного душевного покоя и тогда он становится способен
воспринимать импульсы естественной естественности. Всякое его действие или даже
замысел будут уже не действием личности, а сверхдействием Дао.
http://fightcult.kiev.ua/articles/4/item/2006-01-18.html