Для начала я хочу изложить некоторые теоретические основы
построения тренировочного процесса капуэйриста, который должен стремиться к
безупречной координации движений. Или, говоря по-другому, осваивать широкий
технический арсенал капуэйры: жингу, защиты, удары и т.д. Конечно, лучше это
делать под руководством опытного наставника. А если такового нет? Методических
пособий на русском языке тоже пока нет. В этом случае рекомендую приобрести
видео пособие. Это можно сделать даже по почте. Информация есть на сайте
www.aha.ru/chees. Для начала вполне подойдет учебный фильм Н. Райса и Д. Сантуса
(помните «учителя» Дакаскоса из «Only the stronge»).
В начале фильма они демонстрируют общеразвивающие
упражнения. Правда, я сомневаюсь, что предложенный режим работы будет под силу
даже тренированному атлету. Что говорить о тех, у кого в школе тройка по
физкультуре. Ничего страшного. Терпение и труд. Успех и спортивное долголетие
возможны только при постепенном увеличении нагрузки.
Несомненно, уровень физической подготовки играет в капуэйре
немаловажную роль. Но не решающую. Вовсе необязательно садиться в шпагат, чтобы
ударить ногой в голову и прыгать на два метра в высоту, чтобы сделать сальто. Я
не раз убеждался, что внешняя неповоротливость обманчива. Зацикливаться на
физподготовке не стоит. Это больше необходимо для жизни, нежели для освоения
капуэйры, где сами движения являются хорошим способом физического развития.
А по внешнему виду судить о мастерстве капуэйриста вообще
не стоит. Мне доводилось видеть двухметровых дылд, сигающих как кузнечики. И
стокилограммовых увальней, молниеносно двигающихся в игре. И щупленьких пацанов,
сбивающих ловкой подсечкой гигантов. Будьте внимательны! Tamanho nao e documento
(размер – еще не доказательство).
Что касается изучения самих движений, то здесь можно
провести аналогию с изучением иностранного языка. Знание которого, кстати
говоря, не помешает в наше время. Вы также поначалу учите отдельные движения,
как иностранные слова. Потом соединяете их в стандартные комбинации и пробуете
применять их в игре, как в диалоге с партнером. Вот вам и еще одна аналогия. В
зависимости от ситуации диалог может носить различную эмоциональную окраску. Так
и в игре – музыкальный ритм, уровень мастерства и темперамент партнеров
определяют ее характер. Ангола, режионал, бенгэла, иуна, амазона и т.д. Каждому
ритму соответствует своя манера игры в кругу. Но это отдельная тема. Возвратимся
к тренировкам.
Замечательный Брюс Ли выделил три основных этапа освоения
человеком какого-либо рода деятельности. Цитирую трактат «три стадии развития»
из книги Д. Литтла «Брюс Ли. Путь воина».
«Первая стадия – стадия примитивности. Это состояние
первоначального невежества, когда человек ничего не знает об искусстве
единоборства. В драке он просто защищается и нападает без какой-либо мысли, что
правильно, а что неправильно. Конечно, он, возможно, действует, что называется,
ненаучно, но тем не менее, будучи самим собой, он гибок в своих нападениях и
защите.
Вторая стадия – стадия изощренности, или механическая
стадия, - начинается, когда человек приступает к тренировкам. Его учат, как
правильно блокировать удары, наносить удары, работать руками, ногами, стоять,
дышать. Безусловно, он приобрел теоретические знания, но, к сожалению, его
первоначальное «я» и чувство свободы утеряны, его действия не происходят
произвольно. Его ум обнаруживает стремление застывать во время различных
движений, чтобы рассчитывать и проанализировать действия. Положение делается еще
хуже: человека можно назвать «умственно связанным», он самоутверждается вне
реальной действительности.
Третья стадия – стадия безыскусности, или спонтанная
стадия,– наступает, когда после многих лет серьезного, тяжкого труда ученик
осознает, что, в конечном счете, кунг-фу не представляет собой ничего
особенного. И вместо того, чтобы попытаться обмануть свой разум, он
приспосабливается к противнику, подобно воде, когда она давит на глиняную стенку
сосуда. Вода протечет через малейшую трещину. Нет ничего, что нужно было бы
пытаться сделать – только быть бесцельным и бесформенным, как вода. Применение
всех классических приемов и стандартных стилей сведено до минимума, если вообще
не отброшено; преобладает несущественность. Он больше нечем не ограничен».
http://z--capoeira.narod.ru./3simple.html