В Бразилии два любимых вида спорта – футбол и капоэйра.
Первый чаще попадает в выпуски новостей, зато второй почти в три раза старше.
Капоэйру создали в конце 16 века африканские рабы, переправленные португальцами
в Южную Америку. Рабам нельзя было изучать боевые искусства, и они замаскировали
атакующие элементы под танцевальные па и акробатические кульбиты. Капоэйру
когда-то даже пытались запретить, но сейчас она – важный элемент бразильской
культуры. А также занятие, способствующее развитию мышц и улучшению музыкального
слуха.
В капоэйре есть несколько десятков ударов: атакующих,
защитных и отвлекающих. Автор книги «Это капоэйра» и вице-президент Российской
федерации этого вида спорта Роман Белов и инструктор Алексей Найденов
демонстрируют некоторые из них.
«АУ-БАТИДУ»
Удар ногами со стойкой на одной или двух руках. Второе
название приема — «клюв попугая». Ау по-русски переводится как «колесо».
Ау-батиду требует хорошо развитой мускулатуры верхней части тела и идеально
подходит для ухода от встречного удара и последующей контратаки.
«МАРТЕЛО»
При ударе мартело становится ясна необходимость растяжки.
Мартело — удар не такой эстетичный, как другие движения капоэйры, зато им хорошо
ловить соперника на противоходе.
«ТЕЗОРА»
Смысл тезоры, «ножниц», состоит в том, чтобы схватить
противника ногами, упираясь при этом руками в землю, и опрокинуть его. Бросок
получается лучше, если делать захват бедрами, а не икрами и лодыжками.
Постарайтесь также успеть вытащить из-под приземляющегося соперника собственную
ногу.
«ГЕЛИКОПТЕРО + АУ-СЕМАУ»
Два родственных приема, геликоптеро и ау-семау, похожи по
выполнению на обычное акробатическое колесо. В частности, при ау семау руки
капоэйриста вообще не касаются земли.
«КЕЙШАДА»
Удар прямой ногой наружу, который наносится внешней частью
стопы. Одновременно с началом удара верхняя часть тела отводится назад, так что
бьющая нога идет в воздухе по дуге, двигаясь с помощью не мышечной, а
центробежной силы. С кейшады начинаются многие распространенные комбинации.
Сразу после приземления можно провести кейшаду в обратную сторону.
«АУ СЕМАУ + АРМАДА МАРТЕЛО»
Армада мартело — это «вертушка», удар в прыжке с разворотом
всего тела на 360 градусов. Удар наносится подъемом, носок бьющей ноги должен
быть вытянут. Этот прием полезно применять, когда противник превосходит вас
ростом, - вы легко достанете его голову. Если вы промахнулись одной ногой, у вас
остается возможность, не успев приземлиться, ударить второй. В принципе армада
мартело дает огромный выбор способов продолжить комбинацию. Вариант: армада
дупла, при котором удар наносится двумя ногами одновременно.
«ХАШТЕИРА»
Хаштейра (подсечка) - простой, но эффективный прием.
Главное в его выполнении — точно рассчитать момент, когда противник переносит
вес на одну ногу. Делая хаштейру, нужно не бить по лодыжке, а быстро зацепить
ее, как крюком, и потянуть к себе.
«БАНДА ДЕ КОСТА»
Прием, по смыслу близкий подсечке с передней ноги в дзюдо,
а также хаштейре. От последней банда де коста отличается двумя вещами.
Во-первых, капоэйрист не приседает, а лишь немного отклоняется назад. Во-вторых,
в приеме задействованы руки, которые помогают опрокинуть соперника. С помощью
банда де коста легко противостоять ударам ногами в верхнюю часть корпуса.
«ПАРАФУСО»
Парафусо - сложный удар одной ногой в прыжке. Прежде чем
начать тренировать его, надо знать более простые удары: армаду и миа луа де
френче, из элементов которых складывается парафусо. При обучении сначала
обращайте внимание на высоту прыжка, потом - на скорость выполнения. Руками
помогайте задать телу вращение.
«ЭШКИВА»
Один из основополагающих элементов капоэйры, базовое
защитное движение. Название переводится как «уход». Сначала капоэйрист
уклоняется головой и корпусом от удара, затем откидывается назад и опирается на
одну или две руки. В своей следующей фазе эшкива легко превращается в любое
контратакующее движение — например, «колесо» ау или хаштейру.
http://www.kapoeira.ru/cat/catId64