В капоэйре есть несколько десятков ударов: атакующих,
защитных и отвлекающих. Автор книги «Это капоэйра» и вице-президент Российской
федерации этого вида спорта Роман Белов и инструктор Алексей Найденов
демонстрируют некоторые из них.
В Бразилии два любимых вида спорта - футбол и капоэйра.
Первый чаще попадает в выпуски новостей, зато второй почти в три раза старше.
Капоэйру создали в конце XVI века африканские рабы, переправленные португальцами
в Южную Америку. Рабам нельзя было изучать боевые искусства, и они замаскировали
атакующие элементы под танцевальные па и акробатические кульбиты. Капоэйру
когда-то даже пытались запретить, но сейчас она - важный элемент бразильской
культуры. А также занятие, способствующее развитию мышц и улучшению музыкального
слуха.
КЕЙШАДА
Удар прямой ногой наружу, который наносится внешней частью
стопы. Одновременно с началом удара верхняя часть тела отводится назад, так что
бьющая нога идет в воздухе по дуге, двигаясь с помощью не мышечной, а
центробежной силы. С кейшады начинаются многие распространенные комбинации.
Сразу после приземления можно провести кейшаду в обратную сторону.
ТЕЗОРА
Смысл тезоры, «ножниц», состоит в том, чтобы схватить
противника ногами, упираясь при этом руками в землю, и опрокинуть его. Бросок
получается лучше, если делать захват бедрами, а не икрами и лодыжками.
Постарайтесь также успеть вытащить из-под приземляющегося соперника собственную
ногу.
АУ-БАТИДУ
Удар ногами со стойкой на одной или двух руках. Второе
название приема — «клюв попугая». Ау по-русски переводится как «колесо».
Ау-батиду требует хорошо развитой мускулатуры верхней части тела и идеально
подходит для ухода от встречного удара и последующей контратаки.
ГЕЛИКОПТЕРО + АУ СЕМАУ
Два родственных приема, геликоптеро и ау семау, похожи по
выполнению на обычное акробатическое колесо. В частности, при ау семау руки
капоэйриста вообще не касаются земли.
МАРТЕЛО
При ударе мартело становится ясна необходимость растяжки.
Мартело — удар не такой эстетичный, как другие движения капоэйры, зато им хорошо
ловить соперника на противоходе.
АУ СЕМАУ + АРМАДА МАРТЕЛО
Армада мартело — это «вертушка», удар в прыжке с разворотом
всего тела на 360 градусов. Удар наносится подъемом, носок бьющей ноги должен
быть вытянут. Этот прием полезно применять, когда противник превосходит вас
ростом, — вы легко достанете его голову. Если вы промахнулись одной ногой, у вас
остается возможность, не успев приземлиться, ударить второй. В принципе армада
мартело дает огромный выбор способов продолжить комбинацию. Вариант: армада
дупла, при котором удар наносится двумя ногами одновременно.
ПАРАФУСО
Парафусо — сложный удар одной ногой в прыжке. Прежде чем
начать тренировать его, надо знать более простые удары: армаду и мейа луа де
френче, из элементов которых складывается парафусо. При обучении сначала
обращайте внимание на высоту прыжка, потом — на скорость выполнения. Руками
помогайте задать телу вращение.
БАНДА ДЕ КОСТА
Прием, по смыслу близкий подсечке с передней ноги в дзюдо,
а также хаштейре. От последней банда де коста отличается двумя вещами.
Во-первых, капоэй-рист не приседает, а лишь немного отклоняется назад.
Во-вторых, в приеме задействованы руки, которые помогают опрокинуть соперника. С
помощью банда де коста легко противостоять ударам ногами в верхнюю часть
корпуса.
ЭШКИВА
Один из основополагающих элементов капоэйры, базовое
защитное движение. Название переводится как «уход». Сначала капоэй-рист
уклоняется головой и корпусом от удара, затем откидывается назад и опирается на
одну или две руки. В своей следующей фазе эшкива легко превращается в любое
контратакующее движение — например, «колесо» ау или хаштейру.
ХАШТЕЙРА
Хаштейра (подсечка) — простой, но эффективный прием.
Главное в его выполнении — точно рассчитать момент, когда противник переносит
вес на одну ногу. Делая хаштейру, нужно не бить по лодыжке, а быстро зацепить
ее, как крюком, и потянуть к себе. Способ уклонения от подсечки — сальто.
Первое движение, которое нужно выучить при занятиях
ка-поэйрой, называется джинга, «шаг». Внешне оно напоминает маятник — капоэйрист
пританцовывает из стороны в сторону так, что противник никак не может
предугадать его дальнейшие действия. Одна из основных стоек называется негачива,
при которой человек сидит на корточках, вытянув одну ногу. Из этого внешне
неудобного положения наносится очень много опасных ударов.
От других единоборств капоэй-ру отличает то, что в ней нет
неудобного положения корпуса. Капоэйрист одинаково уверенно чувствует себя, стоя
как на ногах, так и на руках. Одно из главных умений, приобретающихся на
занятиях, — кошачья способность моментально ориентировать тело в пространстве.
Рода — это регулярное собрание капоэйристов, совмещающее в
себе концерт этнической музыки и показательные выступления спортсменов.
Музыканты задают ритм, играя на беримбау (бразильский струнный инструмент),
пандейро (бубен) и отабаку (барабан). Среди тех, кто серьезно занимается
капоэйрой, изучение этих инструментов крайне приветствуется.
В капоэйре очень много значит импровизация, артистизм.
Поскольку капоэйра родилась из танца, в ней мало простых, неказистых элементов,
и все удары и движения рассчитаны одновременно и на эффективность, и на внешний
эффект. Впрочем, импровизация невозможна без идеального знания техники.
Если вы раньше уже занимались какими-то другими боевыми
единоборствами, это плюс с точки зрения координации, растяжки, но минус с точки
зрения овладения техникой. Некоторые движения в капоэйре похожи, например, на
удары карате или даже заимствованы оттуда, но выполняются совсем по-другому.
Переучивать технику сложнее, чем учить с чистого листа.
В капоэйреесть четыре основных стиля: ангола, реджионал,
бенгелла и юна. Ангола — самый медленный стиль. Его основа — движения с опорой
на руки. Реджионал - быстрая игра с резкими атаками и уходами; часто
используется на показательных выступлениях. Бенгелла — нечто среднее между
первыми двумя стилями, а юна — самая зрелищная версия капоэйры, с огромным
количеством сложных акробатических элементов, с сальто и фляками. Традиционная
одежда у капоэйристов всех стилей, кроме анголы, — белая майка и белые штаны.
Представители анголы выступают в черных штанах и желтых футболках.
Философия капоэйры: «кип смайлин» — улыбайтесь. В ка-поэйре
очень дорожат тем, что называется аше — атмосферой всеобщей радости, счастья,
эйфории. Капоэйра подчеркнуто неагрессивна. Например, то, что в других видах
спорта называется спарринг, здесь именуется жога, игра. Кстати, сопернику тоже
надо улыбаться — чтобы он до поры до времени не разгадал ваших истинных
намерений.
Своей популярностью капоэйра во многом обязана вышедшему в
1993 году фильму «Только сильнейшие», где Марк Дакаскос в главной роли
демонстрирует приемы бразильского единоборства. Другой пропагандист капоэйры —
актер Уэсли Снайпс, который использовал знакомые приемы в «Блейде». В России
капоэйрой занимаются, в частности, художник-постановщик Борис Краснов и
академик, депутат Госдумы Алексей Арбатов.
Капоэйра - официально зарегистрированный в России вид
спорта, по которому можно получить спортивный разряд и даже звание мастера
спорта. В поиске преподавателя и места для уроков лучше всего обратиться в
Российскую федерацию капоэйры (www.kapoeira.ru); занятия в самостоятельно
организованных группах часто сопровождаются повышенным травматизмом.
Идеальный вариант— найти возможность и хотя бы раз съездить
позаниматься капоэйрой туда, где ее четыре века назад придумали: в Бразилию.
http://www.gq.ru/sport/2004-10.xml