Забавный разговор вышел накануне в интернете, где нашего
инструктора по Капоэйре (Muad Dib) расспросила девушка (Humo) – Что же такое
Капоэйра в его понимании?
Humo
Муад Диб, как я поняла, ты занимаешься не только капоэйрой,
но еще и
айкибудо. Не трудно совмещать? Точнее насколько они
отличаются?
Humo
Я понимаю, что сильно отличается, но не думаю что
очень легко совмещать его с капоэйрой, т.к. там
действительно разный
настрой...
Почему тогда айкибудошек привлекла капоэйра?
Muad Dib
Попробую обрисовать ситуацию: айкибудо - один из
стилей айкидо, и его основной принцип заключается в
правильном моменте
реагирования на движение противника, на его импульс,
который берется в
качестве отправной точки для выполнения какого-то
технического действия.
Принцип, лежащий в основе капоэйры, весьма сходен: там ты
тоже
выстраиваешь свой рисунок движений, исходя из движений
противника, так же
реагируешь на его импульс. Идеальным состоянием системы "я
- противник" и
в айкибудо, и в капоэйре является такое ее состояние, когда
она
описывается уже как "я - партнер". В айкибудо такое
состояние выражается
термином "айки", что переводится приблизительно как
"гармоничная энергия",
в капоэйре это "аше", которое преводится просто как
"энергия". Далее.
Айкибудо с его строгим этикетом, массой условно-ритуальных
моментов
требует от практикующего предельной серьезности,
сосредоточенности,
дисциплинированности и собранности. Капоэйра же делает
основной акцент на
раскованность, свободу движения, отказ от догм, легкость и
нешаблонность
восприятия. Для простоты обзовем концепцию айкибудо
"серьезностью", а
концепцию капоэйры "веселостью". Так вот, эти два
противоположных момента,
по сути дела, дополняют друг друга, как Инь и Янь.
"Серьезность", не
наполненная "веселостью", ведет к скованности, зажатости,
неспособности
легко "соскальзывать", то есть переходить от одной техники
к другой, если
вдруг что-то пошло не так. "Веселость", не оформленная
"серьезностью",
легко превращается в несобранность, расхлябанность и
приводит к
неспособности контролировать себя, а как следствие - и
оппонента. Что же
получается? Беру капоэйристскую "веселость", добавляю
момент легкости,
игры в рандори (свободную технику) айкибудо, отпускаю себя,
сохраняя
точность при выполнении техник - и в результате не
возникает вопросов, как
лучше войти в движение и что делать, если техника вдруг не
пошла. Входы
получаются сами собой, техники выходят легкими,
"скользящими". Или же беру
айкибудошную "серьезность", добавляю момент собранности,
четкости в жога
(игра-поединок) капоэйры, сохраняя вариативность и свободу
движений - и в
результате не теряю контроля над собой и партнером, удачно
"вписываюсь" в
его движения, не получая ударов и вовремя останавливая
(если необходимо)
свои.
Поначалу, конечно, было сложно совмещать айкибудо с
капоэйрой, выглядело
это чем-то наподобие локальной микрошизофрении, эдакий
тумблер в голове:
щелк - и я серьезный и собранный самурай, щелк - и я
веселый и раскованный
капоэйрист. Но со временем пришло понимание, что в обоих
искусствах должны
присутствовать оба аспекта, и то, что каждое из них делает
акцент на
каком-то одном из этих аспектов, выделяет его, содержа
второй в скрытой,
неявной форме, лишь облегчает постижение каждого из этих
аспектов. Таким
образом, айкибудо и капоэйра органично дополняют друг
друга.
Humo
Муад Диб, спасибо большое! Все достаточно четко
разложено по полочкам!
А что для тебя "ближе", скажем так?
Хороший термин, мне понравился - "локальная
микрошизофрения" :))
Не мешала ли в начале обучения серьезность в капоэйре, а
веселость в
айкибудо?
Если можно, оцени своих занимающихся?
Muad Dib
Что ближе? Ну, если будет поставлен вопрос -
выбрать четко и неоднозначно что-либо одно, айкибудо или
капоэйру... пошлю
в пень поставившего. Не мыслю себя ни без одного, ни без
другого. Мне
более свойственны спокойствие и сосредоточенность,
самоуглубленность, что
не мешает, тем не менее, с удовольствием "играть на
публику", получать
удовольствие от внимания возможных зрителей.
В начале обучения скорее мешала серьезность в капоэйре, ибо
она
проявлялась именно как зажатость, скованность (в частности,
я достаточно
долго воевал с привычкой слишком сильно поднимать и
напрягать плечи).
Веселость в айкибудо я стал привносить уже тогда, когда
понял момент
взаимодополнительности, поэтому там проблем не возникало.
Насчет оценки занимающихся - затрудняюсь что-либо
сказать... Оценить в
каком плане - техническом, психологическом, каком-то еще?
Ну, кое-что
сказать все же могу: в большинстве своем это люди
по-настоящему
увлеченные, по-хорошему "больные" тем, что делают. В
какой-то мере, мне
думается, в этом проявляется специфика того искусства,
которым мы
занимаемся. Капоэйра очень экстравертна, здесь не принято
скрывать или
подавлять свои эмоции, и эта атмосфера легкости, открытости
и общения,
когда в нее попадаешь, мягко, исподволь, но все же
достаточно быстро
захватывает тебя, пронизывает все твое существо. На самом
деле это
нормально для человека - легко и свободно общаться с себе
подобными,
узнавать что-то новое, примерять на себя чей-то еще взгляд
на мир, просто
мы об этом как-то забыли. Капоэйрой нельзя заниматься по
вторникам,
четвергам и субботам, просто для здоровья, из нее никогда
не получится
фитнесса - ты или капоэйрист, или нет, и если ты капоэйрист,
то это
подразумевает соответствующий образ жизни. Я помню, какими
они приходили -
настороженные, принюхивающиеся, "просто посижу-погляжу, и
если что -
свалю", и какими они становились уже через 3 месяца -
капоэйристами до
мозга костей (не по технике, конечно, о сколь-нибудь
заметном овладении
техникой можно говорить, дай Бог, если через год),
капоэйристами по духу -
уже друг другу все свои, неважно, чем ты занимаешься по
жизни - все равно
ты один из нас.
Humo
Получается так, что раньше ты бы спросившего к пню
не отправил, а выбрал айкибудо, сейчас же - это почти одно
целое...
Трудно достаточно это представить, вещи почти что
противоположные.
Если капоэйра направлена на более открытых людей, не трудно
ли будет
интровертам? Такие люди замкнуты в себе и боятся показывать
свои чувства и
эмоции...
Думаю, что есть ребята, которые ходили, но по каким-то
причинам перестали
заниматься. Не спрашивал ли их, какое у них отношение к
капоэйре,
изменилось ли, и в какую сторону?
http://www.kubancapo.h16.ru/Humo.html