Какие же манеры действительно применяются в схватке в
настоящее время? Лично я насчитал всего три основные, которые условно назвал
"Птицей", "Кошкой", "Змеей" или, соответственно, манерами боя на дальней
дистанции, на средней дистанции и манерой боя с захватом. Да! Сразу оговорюсь,
что со звериными стилями ушу эти названия не имеют ничего общего, кроме
собственно названий, конечно. Это, скорее, образы для удобства запоминания и
расцвечивания сухой, по сути, схемы. Да и короче как-то получается. "Птица" она
"птица" и есть, а то "манера боя на дальней дистанции". Пока закончишь говорить,
забудешь с чего начал.
"Птица" или манера боя на дальней дистанции.
Предпочтительная дистанция работы для "Птицы" - дальняя.
Излюбленная тактика: подскок на дистанцию удара - удар - отскок на безопасное
расстояние. Напоминает поединок фехтовальщиков, стремящихся уколоть друг друга
шпагой, но никак не разрубить пополам. Для этой манеры характерны высокая стойка
на носках боком к противнику (челнок) и легкие "скачущие" передвижения. Такая
позиция обеспечивает неплохую защиту от длинных ударов, но снижает атакующий
потенциал рук, так как дальняя рука из-за бокового положения корпуса практически
не используется. Технический арсенал примерно на 80% состоит из ударов ног и на
20% из работы передней рукой. Почти не используются приемы защиты, так как
"Птице" легче разорвать дистанцию и уйти на безопасное расстояние, чем принимать
атаку на месте. Между собой приемы, чаще всего, связаны слабо. Ведь, чтобы
нанести связку из двух последовательных ударов ногами нужно сначала одну ногу
вынести в воздух, затем поставить на пол и только после этого можно бить другой
ногой. Существуют, правда, техники нанесения двух ударов одной ногой без
постановки ее на пол или удары двумя ногами в полете, но для применения в
реальном бою они требуют огромного опыта работы. Основные требования к
физической структуре "Птицы": скорость, гибкость и равновесие. Исходя из этих
качеств, можно предположить, что в роли "Птицы" наиболее опасен высокий, не
слишком тяжелый боец с длинными конечностями.
Такой манеры работы придерживаются в спарринге каратисты
(кроме кекусинкай и контактного каратэ), тхеквондоисты, ушуисты (в основном
внешние стили). Исторически подобная манера боя зародилась и получила развитие в
Северном Китае и была доведена до логического завершения в Корее при создании
тхеквондо. Рискуя утомить читателей, повторюсь, что такая манера боя не имеет
ничего общего с учебными формами, заложенными в ката и тао большинства стилей
каратэ и ушу.
"Кошка" или манера боя на средней дистанции.
"Кошка" в бою делает упор на среднюю дистанцию работы.
Тактика основана на том, чтобы держаться от противника на расстоянии удара и
проводить ударные связки. "Кошка" маневрирует меньше "Птицы", а бьет чаще и
жестче. Характерны полу фронтальное, по сравнению с предыдущим вариантом,
положение корпуса, что позволяет "Кошке" работать двумя руками одновременно, и
средней высоты позиция, где подгиб ног обеспечивает хороший упор в пол и
вложение в удар. Технический арсенал данной манеры боя чрезвычайно широк и
основан на технике рук в разных ее вариантах с подключением ног (в основном не
выше пояса), локтей и коленей. Основная ударная единица - кулак, серьезный удар
ладонью в наше время встречается достаточно редко. Возможна работа по уязвимым
точкам, типа горла, глаз, паха. Много уклонов, нырков и блокирований, так
необходимых в схватке на средней дистанции. Часто применяются и подсечки,
толчки, зацепы. Цель - сбить противника на пол и добить ударом.
У "Кошки" хорошо развита комбинаторика или, проще говоря,
умение вязать удары между собой в связки, маскировать и подготавливать основную
атаку финтами и обманными движениями. Дальней и близкой дистанций опытная
"Кошка" избегает, так как на дальней дистанции "Кошка" может пользоваться только
прямыми ударами рук, что существенно снижает ее потенциал, а на близкой
противник может перехватить руки и прижаться, что ставит ее в почти безвыходное
положение (клинч). Из физических данных сила, скорость и мобильность нужны
"Кошке" практически в равной степени. Правильное сочетание силы и скорости дает
в результате нокаутирующий удар, а мобильность - момент для его нанесения.
"Кошка" становится весьма опасным противником, если к удару и мобильности
прибавить соответствующую закалку ударных поверхностей, хотя иногда это и не
сочетают друг с другом. Например, многие боксеры с поставленным ударом не могут
работать, если руки не защищены бинтами и перчатками. С другой стороны, в
большинстве стилей каратэ укрепляют руки, но далеко не во всех выставляют
серьезный удар (пусть не обижаются на меня каратисты, но, честно говоря, еще ни
разу не видел нокаута от ои-цуки). "Кошками" обычно становятся крепкие ребята, у
которых соотношение рост - вес близко к идеальному.
В подобной манере работают такие стили как бокс,
кикбоксинг, тайский бокс. Технический арсенал постепенно расширяется от бокса к
тайскому боксу: бокс - техника рук, кикбоксинг - техника рук и техника ног,
тайский бокс - руки, ноги плюс техника локтей и коленей в сочетании с
элементарными захватами. Подготовка в этих стилях основательная, обозначения
ударов здесь не знают. Также к "Кошке" можно отнести отечественные школы
кулачного боя и многие стили ушу, типа вин-чун, багуа чжан или син-и. Правда,
если в боксерах или кулачниках в наше время недостатка нет, то встретить
реального бойца внутренних стилей ушу большая редкость. Возможно, в Китае и шагу
нельзя было ступить, чтобы на них не напороться, но, как я уже говорил, я
готовлю людей к реальной ситуации здесь и сейчас, а не когда-то и в Китае.
"Змея" или манера боя с захватом.
"Змея" это последняя из трех манер боя, применяемых в
настоящий момент в боевом искусстве. Для "Змеи" имеет значение даже не столько
дистанция, сколько наличие захвата, хотя, естественно, взять захват на близкой
дистанции гораздо проще, чем на средней или, тем более, на дальней. Основная
тактика борцов - вцепившись в одежду или обхватив тело, бросить противника на
пол, затем закончить атаку болевым или удушающим приемом. Эти приемы в бою по
эффективности не уступают ударам, однако, в настоящий момент, в технике
большинства школ боевого искусства им уделяется не слишком много внимания.
В схватке борцы стоят практически фронтально и приседают
ниже чем "Кошка" или, тем более, "Птица". Технический арсенал "Змеи" включает в
себя различные виды бросков, зацепов, подсечек и болевых - удушающих приемов,
которые в схватке особенно важны, так как падение на пол без последующей атаки
далеко не всегда приводит к выигранному бою. В принципе существуют и броски,
которые сразу выводят противника из строя, в частности бросая его на голову или
ломая ему спину, но такие приемы очень сложны и с опытным бойцом проходят редко.
Кроме приемов, применяемых в спортивных стилях борьбы, все чаще используются
надавливания на уязвимые точки тела, все те же глаза, горло, пах. Основной навык
борцов, которым не обладают ни "Птица", ни "Кошка", состоит в умении работать в
ситуации, когда тела бойцов связаны между собой захватом. Из физических данных
для "Змеи" наиболее ценным можно считать силу. Понятно, что в роли "Змеи"
максимальных успехов добиваются тяжелые бойцы с относительно недлинными
конечностями.
К манере боя с захватом можно отнести европейские вольную и
греко-римскую борьбу, отечественное самбо, восточные дзюдо, дзю-дзюцу, айкидо.
Наиболее эффективные из них, по моему мнению, самбо и дзюдо, так как именно в
них ставится реальная работа с оказывающим сопротивление противником и имеется
солидный багаж болевых и удушающих приемов. Для сравнения, многие японские
стили, работающие с захватом, не практикуют схватки в полный контакт, а цель
европейской борьбы (положить противника на лопатки) сама по себе, не слишком
опасна для здоровья. Вот если в подобной ситуации "классический" борец под 90 кг
садится сверху и начинает месить кулаками… но это уже несколько из другой оперы.
http://www.isrb.ru/articles/style_2.html