"С мастером, специализирующемся в одном, определенном виде
работать проще - он в силу той же специализации жестко запрограммирован. А я -
нет. Тактической игрой удавалось в большинстве случаев загнать в безвыходное
положение. Гибкость ума частенько поважней гибкости суставов будет. Вот
благодаря собственной универсальности и удавалось перестроиться…"
В. Барковский, А. Измайлов
"RUSSIAN GOLD".
Любопытство, как говорится не порок, но… Ладно, не будем
уточнять, чем является любопытство и назовем данное чувство, для приличия, более
благородно. Например, любознательностью (хотя, если честно, что в лоб, что по
лбу). Так вот это самое любопытство, ох, извините, любознательность, меня
одолевала с детства. И добро бы интересовался чем-нибудь приличным, типа
живописи или «сравнительно честных методов получения денег»! Увы, меня с юного
возраста интересовало, каким образом один добропорядочный гражданин может
начистить другому гражданину его не менее добропорядочную физиономию. Ведомый
данной страстью я отправился в странствия по спортзалам и школам. Некоторые
посещал один - два раза, в других задерживался… ненадолго. Лет, этак, на 4 - 5.
Пошатавшись по чужим залам в общей сложности 15 лет, изрядно оттоптав ноги, а
также некоторые другие части тела, как свои, так и чужие, я стал хитрее и освоил
новую методику удовлетворения собственной страсти к знаниям. Обосновавшись в
одном зале, я начал разного рода рекламой завлекать представителей различных
стилей боевого искусства уже к себе и, спаррингуясь с ними, узнавал по-прежнему
немало нового и интересного. Однако некоторые из «гостей», подобно мне в свое
время, почему-то не сразу исчезали, задерживаясь теперь уже в моем зале на
разные сроки. Мало того, они начали делать то, чем обычно занимался я. То есть,
спаррингуясь со мной, они учились драться уже у меня. Так появилась школа, а мне
поневоле пришлось примерять на себя роль инструктора. Однако к удовлетворению
моей любознательности это имело, так сказать, косвенное отношение, и вопросы кто
и как дерется, занимали меня еще достаточно долгое время.
По идее все просто. Нужно выяснить, какие стили существуют,
и что там преподают. Однако, как же это сделать, если только в китайском ушу или
японском каратэ эти самые стили можно считать десятками. Мало того, на
спортивном горизонте постоянно возникают новые, новейшие и супер новые стили,
отколовшиеся от новейших. Даже специалисты затрудняются сказать, сколько их
конкретно на данный момент. Прибавьте к восточным школам европейские стили, типа
бокса, кикбоксинга или вольной и греко-римской борьбы. Кроме европейских и
азиатских стилей боевого искусства, восточного единоборства, спорта и еще
неизвестно чего, стремительно увеличивается количество школ русского,
славянского, казацкого, офицерского и других отечественных направлений. Кроме
этих направлений, есть еще… И т.д. и т.п.
Есть ли практический интерес в моем увлечении и почему меня
так волнует вопрос о разнообразии стилей? Смею заверить читателей, что издавать
очередную энциклопедию или справочник по стилям боевого искусства я и в мыслях
не держал ни раньше, ни теперь, как и проводить статистический анализ школ
российского и мирового мордобоя. Просто мне всегда казалось, что для того, чтобы
эффективно драться, нужно знать, с чем можешь столкнуться как в зале, так и за
его пределами и, исходя из этого, действовать тем или иным образом. Естественно,
что данный вопрос имеет смысл задавать только в том случае, если речь идет не о
спортсмене, навыки и умения которого нужны ему только в рамках ринга,
борцовского ковра или татами. При подготовке к соревнованиям, знать, как
работают в других стилях, не обязательно и даже не желательно, дабы не забивать
себе голову и другие думающие части тела ненужной информацией.
Проблема выделения основных манер боя из общего массива
техник и стилей особенно остро встала передо мной тогда, когда я стал
преподавать сам, и пришлось передавать свои знания и навыки боя ученикам. Одним
словом, в какой-то момент времени пришлось все-таки осмыслить накопленный опыт и
привести его к какой-то базовой схеме, учитывая то, что схема должна быть
проста, так как в реальной схватке сложные выкладки не проходят. Более того,
логичные, эстетически изящные, но громоздкие построения часто действуют обратным
образом, лишая бойца столь необходимой в схватке подвижности и мобильности. Мне
на тот момент было проще. Я уже занимался боевым искусством достаточно долго,
насмотрелся на всякое и спарринговался с кучей народа совершенно разного толка.
Результатом такого практического боевого опыта было то, что я научился кое-как
(надеюсь, что более как, чем кое) определять стиль и манеру работы очередного
противника и интуитивно находить к ней правильный подход, действуя в большинстве
схваток вполне адекватно. Однако не мог же я соответствующий срок гонять своих
учеников по чужим спортзалам, чтобы они набирали, подобно мне, опыт
самостоятельно? И зачем тогда им, собственно, сам инструктор, то есть я?
Впрочем, составление данной схемы было полезно и для меня тоже, так как интуиция
дело хорошее, но знания и осмысление надежней.
Сначала даже простая попытка свести всю цветную палитру
боевых искусств к двум-трем тонам привела меня в отчаяние. В голову лезли то
стройные ряды и колонны каратистов, делающих очередное ката (и я, естественно, в
их числе, только помоложе и посимпатичнее), то боксеры, выбивающие пыль из
мешков, то как кузнечики прыгающие тхеквондоисты. Натужное сопение борцов в
партере мешалось с мелодичными частушками ребят в длиннополых рубахах и
заглушалось отчаянными воплями уже упоминавшихся каратистов. И так далее и тому
подобное в кимоно и майках, куртках и камуфляже, что называется на любой цвет,
вкус и размер. Попробуй, разберись в этакой какофонии (здесь читать в
собственном опыте), да еще после передай все это в упорядоченном виде ученикам!
Однако потом я задался простым вопросом: к чему,
собственно, готовлю своих ребят? К диспуту на тему того, какие уникальные,
экзотические, клановые и тому подобные стили присутствуют в боевом искусстве,
или к реальной схватке? Кого в итоге должен получить: эрудитов от мордобоя или
бойцов? Если же готовлю людей к схватке, то именно из нее и нужно исходить.
Много ли я потерял, перестав ходить по чужим спортзалам и отпахивать чужие,
ненужные мне тренировки от звонка до звонка или, точнее, от поклона до поклона,
но продолжая спарринговаться с интересными бойцами прямо у себя в зале?
Согласитесь, какая мне (и моим ученикам) разница как делает ката каратист, или
какие хитроумные заломы в стойке учит борец дзю-дзюцу у себя на тренировках,
если в спарринге что у себя в зале, что у меня, первый все равно ведет бой в
челноке, а второй упорно лезет в партер. Нет, конечно, блоки типа аге-уке и
залом сустава в стойке с интеллектуальной точки зрения вещи любопытные, но не
слишком обязательные, так как вероятность применения таких приемов в жесткой
схватке, как показывает практика, минимальна. Одним словом, стоит перед
каратистом, ушуистом, тхекводоистом появиться реальному противнику, как павлиний
хвост техник стремительно сворачивается. Куда-то улетучиваются монолитные стойки
и ломающие блоки каратэ, пассы руками адептов ушу, инерционные броски айкидо и
многое другое. Остается определенная манера ведения схватки, принятая в данной
школе (если, конечно, схватки там вообще проводятся), да несколько наиболее
простых приемов, употребляющихся в этой манере. Можно много и долго доказывать,
что ката и тао подготавливают бойца к схватке больше, чем сама схватка, но если
не залезать в «глобальные тенденции мирового развития», то факт остается фактом:
тренировочная техника многих стилей существенно отличается от применяемой в
реальном бою. И значит, при определении манер боя смотреть надо не на то, как
тренируются, а на то, как спаррингуются. К слову, не захваты за пах и не
откусывание ушей (или наоборот), а именно «ножницы» между тренировочной техникой
и приемами, используемыми в спарринге, могут служить индикатором того, насколько
данная школа действительно является боевой. Критической величины эти самые
«ножницы» достигают, в основном, в восточных стилях. Манера боя боксеров и
борцов (включая и дзюдоистов) лежит гораздо ближе к тому, что они отрабатывают
на тренировках
http://www.isrb.ru/articles/style_1.html