Теперь, внимание(!), очередная тайна боевого искусства:
выбор правильной позиции зависит от ситуации схватки. Низкие позиции ничем не
лучше высоких, а высокие ничем не превосходят низкие. Нельзя сказать, что боец
стоит неправильно боком к противнику или правильно фронтально. Можно сказать,
что он неправильно выбрал высоту позиции или разворот к противнику относительно
данной ситуации. Особенно трудно объяснять это в процессе обучения. Всем хочется
получить один - единственный совет, одну, но идеальную стойку на все случаи
жизни. Легко научить бойца пользоваться в схватке той или иной позицией, но
очень трудно научить его понижать - повышать позиции в зависимости от дистанции
до противника и разворачивать корпус согласно тактике боя.
Сразу предвижу голос скептика: "Приемы нужно знать, а не
фигней заниматься. Я сколько лет спаррингуюсь и прекрасно обхожусь без подобных
изысков!" Может и так, но давайте внимательно и критически посмотрим, на каком
уровне идет работа. При спаррингах с не очень опытными противниками можно такими
вопросами голову себе не загружать (как и дюжиной других, аналогичных). Однако в
спарринге на профессиональном уровне недостаток таких простых вещей как
подвижность на дальней дистанции или устойчивость на ближней и неправильный
разворот корпуса снижает на порядок эффективность любой техники.
На все это нужно наложить еще одну тактическую тонкость. С
увеличением расстояния меду бойцами атакующий потенциал падает, вплоть до того,
когда рукопашная схватка становится просто невозможной. Поэтому бойцы, не
жаждущие жесткой рубки (например, большинство отечественных ушуистов и
тхеквондоистов), держатся от противника подальше, предпочитая маневрировать в
максимально защищенном положении на дальней дистанции. Соответственно - высокая
позиция на носках боком к противнику. Если при этом вес переносится на заднюю
ногу, то получается почти классическая некоаши-дачи. Сюда же можно отнести и
"челнок" боксеров, в котором они маневрируют по рингу.
На средней дистанции ограничиться одной защитой невозможно.
Попытка только защищаться напоминает игру в одни ворота. От первого удара можно
прикрыться, иногда от второго, но третий или четвертый обязательно пройдет. Если
не хочешь только получать, то обоюдного обмена ударами не избежать.
Соответственно преобладают средней высоты позиции под 45° к противнику с
неравномерной фиксацией стоп и переносом веса с ноги на ногу в момент удара.
Пример - действия боксеров и тай-боксеров на средней дистанции. Сюда же можно
отнести хангецу-дачи и сочин-дачи каратистов. Это боевые стойки, вполне
подходящие для схватки.
На близкой дистанции, особенно в захвате, нужно приседать,
равномерно загружая ноги и используя обе руки для захвата. Отсюда низкие
фронтальные позиции с опорой на полную стопу. Идеальные пример - борцы:
вольники, дзюдоисты или самбисты. Если бы боксеров в клинче не разнимал рефери,
то такие же позиции естественным образом появились бы и у них.
Спортсмены типа борцов или боксеров были поставлены в
пример потому, что люди, долгий срок участвующие в жестких схватках, интуитивно
принимают оптимальные для данной ситуации позиции. Неважно, осознают они это или
нет, называют свои позиции красивыми восточными названиями или ограничиваются
короткими советами "Колени подогни!" Стоят и двигаются они правильно, иначе
просто проиграют более сообразительным противникам. Так что, подводя итог, могу
огорчить некоторых читателей тем, что, к сожалению, и здесь (в данной статье) у
меня нет никаких сногсшибательных рецептов. Более того, в кратком варианте
описание позиций уже было дано в статье: "Основные манеры работы в боевом
искусстве, или кто и как любит драться". За сногсшибательными рецептами
обращайтесь к другим источникам, я могу показывать только сногсшибательные
приемы и то в прямом смысле слова. Лучше всяческих рецептов грамотная методика
работы, которая оправдывает себя в серьезной схватке.
Последний совет, на этот раз не столько для бойцов, сколько
для инструкторов. Методически начинать обучение лучше с позиции средней
дистанции. Важно, чтобы ученик не только мог стоять в ней, что, по факту, не так
и сложно (не классическое каратэ). Нужно, чтобы позиция стала естественной,
чтобы ученик мог свободно двигаться в любую сторону, задумываясь о том, что
делают ноги не больше, чем во время обычного бега. Ведь в схватке думать о ногах
уже поздно. Размышляющий о позиции в схватке боец напоминает что-то среднее
между сороконожкой, которая запуталась в собственных ногах, и коровой на льду.
Доведение до автоматизма позиций и передвижений есть первое условие дальнейшего
прогресса. Затем по мере роста опыта можно переходить к смене позиций в
зависимости от дистанции до противника и выбранной тактики боя.
Если кому-то представленная здесь схема раскладки позиций
по устойчивости - подвижности и по атаке - защите покажется недостаточной и не
отвечающей всем вариантам реальности схватки, подумайте о том, что какую бы
схему мы ни построили, она никогда не будет охватывать всех вариантов
реальности. Реальность шире любой схемы. Однако осознанно двигаться в плане
совершенствования собственного мастерства, как и в деле обучения людей можно
только опираясь на какие-то, пусть даже огрубляющие реальность схемы. Берется
вся совокупность фактов реальности, из которых выбираются необходимые, на
основании которых строится схема, позволяющая на данный момент действовать и
получать конкретный результат. Вот и вся логика. Без таких схем попытки развития
либо оборачиваются чрезвычайно долгим механическим набором опыта, либо простым
топтанием на месте.
http://www.isrb.ru/articles/stanchion.html