Ученики Василия Сергеевича преподавали дзюдо в разных
местах. В Центральной школе рабоче-крестьянской милиции занятия проводил В.
Сидоров, в ГЦИФКе - Н. Галковский и В. Сагателян, в Ленинградском ИНФ имени
Лесгафта преподавали дзюдо В. Щеголев, С. Лашкевич, И. Васильев, В. Кузовлев, А.
Ларионов, в Харьковском институте физкультуры Р. Школьников. В спортивном
обществе "Крылья Советов" и инфизкульте в Москве преподавал А. Харлампиев.
Они проводили занятия по дзюдо вплоть до 1938 года, когда,
одновременно с выходом приказа ВКФКиС № 633 от 16 ноября 1938 года "О развитии
борьбы вольного стиля", культивирование дзюдо в СССР почти на четверть века было
прекращено.
В программе соревнований VIII летней Спартакиады народов
СССР (1983 г) Г. Хачкованян пишет: "В Советском Союзе дзюдо было известно еще в
начале 30-х годов. Но распространение этот вид борьбы не получил. Так как в это
же время в стране начала развиваться другая борьба - самбо (выделено мною -
С.И.-К.)". Обратите внимание, "другая борьба". В отличие от трактовок М. Н.
Лукашева, эта "другая борьба", меняя названия от "борьбы вольного стиля" до
"борьбы самбо", отличалась от дзюдо как классического японского, так и
западноевропейского, в том числе и "ощепковского", классификацией, систематикой,
правилами. И этот качественный рубеж, так сказать "Рубикон" был перейден в 1938
году на 1-й Всесоюзной научно-методической конференции, о которой я уже
упоминал.
Получив широкое развитие в СССР, пройдя путь
совершенствования длинной чуть более четверти века, спортивная борьба самбо в
1966 году была официально признана третьим международным видом спортивных
единоборств, наравне с греко-римской и вольной.
Вернемся к 1933 году. В этом году была опубликована книга
В. Спиридонова "Самозащита без оружия", в которой изложен 20-часовой курс
прохождения самозащиты для сотрудников НКВД, в который входило 19 приемов
джиу-джитсу. Это те технические действия, которые наиболее часто использовали
оперативники во время исполнения своих служебных обязанностей. В подтверждение
этому Д. Рудман пишет: "Спиридонов впервые в мировой практике реализовал системы
обратной связи, когда сотрудники ВЧК после задержания преступника заполняли
специальные, "заранее заготовленные" анкеты. В них они обязаны были указать,
каким приемом был задержан преступник" ("Самозащита без оружия", Москва, 2003).
Эти технические действия были хороши на оперативной работе, но не для
использования в спортивных поединках.
Как отмечает сам Спиридонов, его "свободная схватка ближе
всего подходила к рукопашному бою". Понятие "самозащита" ("самооборона") в
различных вариантах применялось и указывалось в руководствах и пособиях того
времени различными авторами (И. Лебедев, И. Солоневич, Н. Ознобишин).
Аббревиатура "самбо" была использована автором книги "Курс
самозащиты без оружия. Самбо" В. Волковым (1940 г.). Кстати сказать, изучая
материалы работы комиссии по разбору вопроса, связанного с обвинением
Спиридоновым автора данного "курса", можно заметить, что в стенах "Динамо" эта
аббревиатура уже привычно используется к этому моменту. Но в то время это
понятие не было идентичным понятию "спортивная борьба" и тому, что мы сейчас
называем "спортивное самбо".
Даже поверхностный литературный просмотр того, что было
написано В. Ощепковым и В Спиридоновым, показывает в основном их прикладную
направленность.
Надо отметить, что понятие "самозащита без оружия"
полностью вписывается в один из разделов рукопашного боя и нелепо звучит во
время схватки на спортивном ковре.
М.Н.Лукашев в своих литературных работах пишет, что
методические материалы, изложенные Ощепковым, легли в основу борьбы вольного
стиля, а затем и в спортивное самбо. М.Н. Лукашев пытается убедить нас в том,
чего на самом деле не было, спекулируя на экзотике восточных единоборств и
попытке дискредитации личности и деятельности Харлампиева.
Благодаря этой демагогической платформе, появилось
множество публикаций, в которых отдельные авторы связывают направление своих
школ с именами Ощепкова и Спиридонова.
К примеру, в книге "Динамика русского рукопашного боя"
("Спорт-пресс", 2002) три автора одновременно пишут: "В предложенной вниманию
читателей книге раскрываются принципы уникального стиля рукопашного боя,
основанного В. Спиридоновым и В. Ощепковым и поднятым в наше время на небывалую
высоту А.А. Кадочниковым и его лучшими учениками". Чувствуется, что данные
авторы не видели книг Спиридонова и Ощепкова, зато большое количество
иллюстративного материала заимствовано ими из книг не упоминающегося ими
Анатолия Харлампиева.
http://bsambo.newmail.ru/data/article/ktns3-04.html