Ученик: «Что-то я этого Брюса не понимаю.
Сначала делал одно, потом другое…»
Учитель: «Так это же самое
интересное. Значит, он искал, и нашел
что-то более эффективное, чем то, что
он делал до этого».
Из невыдуманных диалогов.
Боевое искусство одна из самых старых отраслей человеческой
деятельности, уходящая корнями в глубокую древность и измеряющаяся десятками
тысячелетий. В принципе, искусство рукопашного боя древнее владения всеми, даже
самыми примитивными видами оружия, включая и каменный топор. Давайте не будем
недооценивать наших предков. Они были не глупее нас, и за эти самые тысячелетия
экспериментов и опытов опробовали достаточно много, накопили уйму материала на
тему того, как свого ближнего к праотцам голыми руками отправить. Тем более, что
для них искусство боя в определенные моменты истории было фактором выживания по
значимости сравнимое с современным бизнесом. Так или иначе, но все основные
способы нанесения урона себе подобному уже давно разработаны и обкатаны. Все
истины уже выяснены. Самая короткая линия, соединяющая две точки, или в
приложении к боевому искусству кулак и нос, это прямая. Соответственно именно по
этой траектории можно нанести удар с максимальной скоростью, и это правило
действует для любого бойца в любой точке пространства, как в темном далеком
прошлом, так и в светлом обозримом будущем. Так что придумать новый прием,
который бы никто никогда не делал теоретически вероятно, но практически
невозможно.
Если само по себе боевое искусство неизменно и все приемы и
техники уже известны, то, согласитесь, до нашего времени должны были бы дойти не
куча школ и направлений, а один единый стиль. Так сказать, СТИЛЬ с большой
буквы! Следуя этой логике, нам пришлось бы признать, что существование различных
стилей боевого искусства вообще нонсенс. Но, факт остается фактом. До
единообразия в данной сфере человеческой деятельности далеко. Даже если
исключить школы, на поверку не являющиеся боевыми ни в коей мере, то и число
боевых школ все равно остается впечатляющим. Все дело в том, что хотя в целом
боевое искусство в определенной степени статично и неизменно, люди, которые им
занимаются, были и остаются разными. Каждый мастер выбирает из общего арсенала
те приемы и техники, которые соответствуют ему, и компонует их в той
последовательности, которая наиболее подходит именно для его тела и психики, а
затем передает эту уникальную, в некотором роде, последовательность собственным
ученикам.
Проще говоря, каждый стиль ныне существующего боевого
искусства, восточного единоборства или рукопашного боя начинался с конкретного
мастера, сумевшего посмотреть под другим углом на уже известное всем.
Естественно, что для того, чтобы такая попытка была жизненной и приобрела
последователей в лице учеников, требуется, как минимум, несколько факторов.
Во-первых, необходима основная идея стиля, вытекающая из индивидуальной точки
зрения мастера, которая и отличает этот стиль от всех других. Во-вторых, новый
стиль должен обладать своим рисунком боя, подходящей для этого техникой и
динамикой движения, а также соответствующей методикой преподавания (подробнее
см. статью «Что такое Боевое Искусство»). Более того. Все это должно быть
гармонично и непротиворечиво увязано друг с другом. Естественно, что любой стиль
в момент рождения для окружающих - это не внушающий доверия новодел, и ему
всегда достается от ревнителей традиций, которых во все времена хватало. Должны
пройти годы, прежде чем стиль докажет свою эффективность и, в результате, станет
привычным, а спустя какое-то время и классическим. Само собой, что далеко не все
попытки приводят к образованию новых стилей, и отсев тут был, есть и будет
весьма и весьма высок. Время вообще представляет собой самый жесткий критерий
оценки и проверки на прочность и жизненность всего нового как в боевом
искусстве, так и в жизни. Но если не пытаться и не рисковать, то как иначе
вообще может появиться в этом мире что-то новое?
Кстати, по отношению ко всему новому боевое искусство одна
из самых парадоксальных отраслей человеческой деятельности. Везде: в технике,
науке, искусстве новаторство приветствуется, и его необходимость принимается как
данность. Никому не приходит в голову утверждать, что паровоз лучше локомотива
только потому, что изобретен в прошлом веке, и что представления об устройстве
вселенной чем древнее, тем лучше. Даже в спорте не утверждают, что методы
тренировки 50 - 100 лет назад были совершеннее, чем сейчас. В боевом же
искусстве, напротив, царят нравы, более подходящие для средневекового
богословского факультета, где истинность и древность писания были синонимами.
Хотя, для полноты картины, нам нужно обрисовать как плюсы, так и минусы новых
систем по сравнению со старыми стилями. Так как молодые стили находятся в
процессе формирования, несогласовок и нестыковок в них гораздо больше, чем в
классических. Невозможно сразу создать совершенно гармоничную и логичную
систему. Так или иначе, но новым стилям даже после «выхода в свет» приходится
еще долго увязывать концы с концами и отлаживать структурные связи (правда, на
мой взгляд бездумное копирование чужих моделей подчас порождает гораздо больше
противоречий, чем личное творчество). Однако, и у классических стилей далеко не
все гладко. Они были созданы достаточно давно, исходя из каких-то конкретных и
реальных условий, а затем законсервированы в жестких рамках. Так как мир
постоянно идет вперед, то любая законсервированная форма со временем
автоматически устаревает. Так что, минусы есть и там и там, но если новый стиль
развивается и со временем может удалить имеющиеся недоделки (молодость - самый
легко проходящий недостаток!), то классические стили устаревают все больше и
больше. Вообще, иногда удивляюсь, как много приходится тратить сил на то, чтобы
доказать право нового даже не на существование, а просто на появление под
солнцем.
Если подвести итог всему вышесказанному, то можно
утверждать, что стили как рождались прежде, так рождаются и теперь (например
джит-кун-до Брюса Ли). Живут, стареют и постепенно умирают, напоминая этим любое
живое существо в нашей вселенной. Между прочим, такие известные на данный момент
школы восточных единоборств как сетокан-каратэ, айкидо или кекусин-кай тоже
имеют далеко не тысячелетнюю историю. Их основали конкретные люди, а не
мифические божества, что не мешает этим стилям существовать и бурно развиваться.
Приводить примеры можно и дальше, но любознательный читатель с незаштампованным
мышлением сам сможет найти соответствующие подтверждения.
Теперь, когда мы рассмотрели общие проблемы возникновения
новых стилей в боевом искусстве, можно перейти и к частностям, точнее к тому,
что подтолкнуло к попытке создания нового стиля лично меня. Да, я начинал
преподавание с восточных единоборств. Однако вот в чем загвоздка. Я не могу
давать людям то, в чем я не уверен. Если хотите, это моя инструкторская этика.
Для того же, чтобы быть уверенным в чем-то, это должно быть логично, а также
проверено сначала на собственном опыте, затем на опыте моих учеников. Критерий
правильности опыта - реальная схватка с минимальными ограничениями, то есть на
полной скорости, с полным вложением и без протекторов. Вот из этих двух
положений и складывалась основная работа, которая велась на протяжении
нескольких лет в моем зале. Думаю, проверяю на практике… и снова думаю. Есть ли
результат? Судить вам. На данном сайте я планирую регулярно публиковать статьи,
в которых буду отражать выработанные в нашей школе подходы к различным вопросам
боевого искусства, начиная от техники и тактики схватки, и кончая оружием и
энергетикой. Некоторые статьи уже появились в журналах БИП и «Кэмпо», другие
увидят свет впервые. Собственно же о названии за это время я думал не часто, так
как считал, что занимаюсь в первую очередь боевым искусством, на худой конец
рукопашным боем, а уж в последнюю очередь каким-то конкретным стилем восточного
единоборства. Однако, со временем, изменения накопились и привели к тому, что,
оценив трезвым взглядом манеру работы, которая сложилась в моем зале, я сделал
вывод, что она не походит ни на один известный мне вид восточных единоборств. В
зал же приходят люди разные. Кто-то ищет боевое искусство без ярлыков и ссылок,
а кто-то приходит и за классической традицией. С первыми общий язык находил без
особых проблем, а вторым наскучило объяснять, почему я делаю не то, что они
ожидали здесь увидеть.
Если же говорить точно, то спорить с представителями
классических стилей мне просто не о чем. У нас разные системы отсчета.
Несомненно, что они гораздо лучше знают технику своих стилей, будь то каратэ,
ушу или хапкидо (впрочем, как я лучше знаю мою!), я же отталкиваюсь от практики,
от схватки и изучал закономерности боя самого по себе. Их критерий правильности
- традиция, мой - реальность и боевой опыт, которые тем более не могут быть
предметами спора, так как аргументы подбираются до предела просто (хотя бы на
татами). Подчас мне гораздо проще говорить с боксерами, борцами или
представителями различных стилей рукопашного боя, чем с ревнителями восточных
единоборств. Спортсмены и рукопашники свою технику проверяют на соревнованиях,
на которых, при всех их технических рамках, нет ограничения на скорость и силу,
что рождает определенный прагматизм и трезвость суждений. Так сказать, можешь -
покажи в бою, не можешь - не болтай попусту.
"Дмитрий Медведев"
http://www.isrb.ru/articles/ibs.html