МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
СОСТАВЛЕНИЕ ПОУРОЧНЫХ ПЛАНОВ
Ежедневное планирование занятий крайне необходимо для
эффективного воплощения в жизнь ваших замыслов. Составляя план урока, в первую
очередь обращайте внимание на цели, которые вы намереваетесь достичь. В
произвольной форме составьте список целей, решению которых будет посвящено
занятие, и, основываясь на этих целях, продумайте, какой материал и каким
образом преподнести учащимся на уроке.
Определите новые техники и подготовьте краткое описание
каждой из них. Выделите достаточно времени для практической отработки новых
техник после того, как они будут представлены группе. Не забывайте о ритме
занятия. Лучшие результаты достигаются в том случае, если периоды активной
деятельности чередуются с периодами отдыха. Для установления необходимого ритма
занятия можно воспользоваться двумя взаимодополняющими способами: интенсивную
практическую деятельность прерывать частыми паузами для отдыха или проводить
менее интенсивную тренировку с редкими перерывами на отдых. Занятия с высокой
интенсивностью нагрузок предпочтительны при повторении выученных ранее техник и
для развития выносливости. Низкую интенсивность тренировок рекомендуется
использовать при изучении новых техник, так как уставшим мышцам трудно выполнить
требуемое от них действие, а психическая усталость негативно влияет на
способность воспринимать новый материал и правильно складывать отдельные
движения в единую комбинацию.
Определив ритм проведения занятия и новые техники, которые
вы будете на нем разучивать, переходите к пошаговому составлению плана урока,
учитывая его темы, методику преподавания и количество времени, отводимое для
изучения каждой темы.
Типичный план урока строится на основании трех стадий,
обязательных для каждого занятия:
1) разминка (разогревание)
2) основная тренировка
3) заминка (остывание)
Разминка предназначена для ускорения кровообращения в
организме, подготовки мышц и суставов к активной физической деятельности и
повышения температуры тела. Для разминки желательно отводить от десяти до
пятнадцати минут.
Стадия основной тренировки включает в себя изучение техник,
стратегий и психическую подготовку. Интенсивность занятия и объем практической
работы определите на основании физической подготовленности ваших учеников.
Основная тренировка должна состоять из пяти важнейших элементов:
1) изучение техник и тактик
2) развитие скорости
3) развитие силы
4) развитие выносливости
5) взаимосвязь перечисленных выше качеств и психическая
подготовка
Техники и тактики подразумевают изучение установочных
упражнений, обусловленных и свободных технических приемов, работы ног, оружия,
обманных маневров, ритма, действий в различных ситуациях боя и т. д. Новые
технические приемы изучайте в начале занятия, когда наиболее обострено внимание
учащихся и над ними еще не довлеет физическая усталость. Только в этом случае
они смогут наиболее качественно отрабатывать новые техники.
После теоретического и практического знакомства с новыми
техниками переходите к развитию скорости, выносливости и силы. Над каждым из
этих элементов можно работать отдельно или в сочетании с другими. Например,
быстрый старт развивает скорость и силу ног, однако не оказывает практического
влияния на владение техническими приемами. А вот выполнение максимально
возможного количества прямых ударов ногой за одну минуту повышает скорость,
выносливость и вносит значительный вклад в овладение техниками ударов ногой.
Объясняя, как правильно выполнять упражнения для развития скорости, силы и
выносливости, подчеркните необходимость стремления к простоте. Самыми
эффективными техниками являются базовые, которые выполняются по прямой
траектории. Использование сложных техник в качестве общеразвивающих упражнений
легко может привести к травматизму.
Техник, изучение и отработка которых проводится на стадии
основной тренировки, множество. Выберите из них те. которые максимально отвечают
потребностям ваших учеников. Основная тренировка должна занимать подавляющую
часть всего урока. Ее продолжительность составляет от 35 до 40 минут
шестидесятиминутного занятия.
Последняя стадия, заминка, служит для возвращения организма
в то состояние, в котором он находился до тренировки. Между периодами
интенсивной активности и относительной пассивности организму для восстановления
необходим непродолжительный промежуточный этап. Медленные упражнения на
растяжение и неторопливые двигательные упражнения способствуют возобновлению
прежней скорости кровообращения и помогают мышцам избавиться от накопившегося в
них напряжения. В противном случае на следующий день в мышцах будут ощущаться
боли и закрепощенность. Заминка также полезна и для того, чтобы успокоить
сознание и вернуть его в прежнее состояние. Эта заключительная стадия тренировки
должна продолжаться от 5 до 10 минут.
Составление плана урока
1. Определить главные цели
2. Отобрать для изучения новые технические приемы
3. Определить порядок и степень изучения новых техник
4. Определить ритм занятия
5. Составить план урока
а. разминка
б. основная тренировка
- изучение техник и стратегий
- развитие скорости
- развитие силы
- развитие выносливости
- взаимосвязь физических и психических качеств
в. заминка
Образец плана урока для группы начального уровня
подготовки
1. Главные цели:
повысить общий уровень физической подготовки,
познакомить с передним ударом ногой и ударом кулаком в
средний уровень
обучить двум техникам захватов суставов в целях самообороны
2. Интенсивность тренировки:
низкая интенсивность (для начинающих)
3. Содержание занятия:
а. растяжения и упражнения для общего физического развития
б. передний удар ногой, удар кулаком в средний уровень
в. основные блоки, стойки
г. техники захватов суставов
д. медитация
4. План:
А. Разминка (15 минут):
а. выпрыгивание из приседа (20 повторений)
б. упражнения для расслабления суставов (шеи, плеч, бедер,
коленей)
в. растяжения верхней части корпуса (3 вида)
г. растяжения нижней части корпуса (5 видов)
д. отжимания (20 повторений)
е. качание пресса (20 повторений)
ж. резкий старт (5 повторений)
Б. Основная тренировка (35 минут):
а. обучить переднему удару ногой и удару кулаком в средний
уровень
б. самостоятельная работа учащихся (в группе и
индивидуально)
в. проверка выполнения переднего удара ногой и удара
кулаком в средний уровень - ключевые моменты
г. проверка выполнения основных блоков и стоек (в группе)
д. обучить обороне против захвата плеча и захвата руки
е. самостоятельная работа в парах
ж. проверка применения способов самообороны - ключевые
моменты
В. Заминка (10 минут):
а. медитация и мысленное представление новых техник
б. легкие растяжения
http://tkd.kulichki.net/metod/m4_3.htm