Представленная структура является своего рода каркасом,
основой здания единоборств. Форма самого здания, его черты определяются видом
единоборства. Здесь необходимо обратиться к вопросу о классификации единоборств.
В существующем многообразии школ и направлений единоборств
зачастую сложно четко определить их отличительные черты. Нередко составить
точное представление о какой-либо школе возможно лишь встав в ряды занимающихся
и уделив практике весьма продолжительное время. Мы предлагаем классификацию
существующих сегодня в России единоборств, осуществленную в рамках
социологического подхода. Данный подход предполагает анализ единоборств как
различных видов деятельности, а также различных форм организации отношений между
ее участниками. Такому пониманию отвечает эмпирически фиксируемый факт
неодинакового влияния практики разных видов боевых искусств на личность и
социальное поведение человека.
Сегодня существуют различные классификации единоборств по
разным основаниям. Так А.Е.Тарас приводит типичный ряд классификаций
единоборств, широко представленный в литературе.
По специфике технических приемов А.Е.Тарас выделяет
следующие виды единоборств:
• ударные – использующие только удары. В качестве примера
ударных единоборств приводится бокс,тайский бокс, кикбоксинг и все их
разновидности;
• борцовские – использующие только захваты, броски,
удушения, болевые рычаги и выкручивания. К этому виду, по всей видимости,
следует отнести такие единоборства как самбо, дзюдо, различные виды борьбы;
• комбинированные – сочетающие в той или иной пропорции
приемы обеих групп. В эту группу, на наш взгляд, следует включить большинство
современных единоборств, таких как рукопашный бой, каратэ, кудо и т.д.
Другая классификация – по характеру технико-тактических
принципов. В рамках данной классификации существуют два вида единоборств:
• «жесткие» – использующие мощные удары, амплитудные
броски, тактику «сила против силы» и т.д. (кудо, тайский бокс, рукопашный бой и
др.).
• «мягкие» – использующие тактику уступания в сочетании с
работой по болевым точкам, с обращением силы противника против него самого
(айкидо, некоторые стили ушу и т.д.).
Также А.Е.Тарас упоминает традиционное деление единоборств
на «внешние» и «внутренние» школы.
•«внешние». В рамках внешних школ главный упор делается на
атлетический тренинг;
•«внутренние» - ставят во главу угла работу с дыханием,
психикой, внутренней энергией.
Приводится классификация единоборств по назначению:
• игровые единоборства. Игровые единоборства А.Е.Тарас
подразделяет на имитационные – лишь обозначающие поединок (спортивное ушу,
полуконтактное каратэ, айкидо и др.) и состязательные – предусматривающие
поединок в жесткий контакт (все виды борьбы, бокс,тайский бокс и т.п.);
• прикладные единоборства. В группу прикладных единоборств
включаются ограниченно-боевые системы (например, полицейские системы) и системы
тотального боя (уничтожения противника).
Весьма спорной представляется классификация единоборств по
сроку существования, приведенная А.Е.Тарасом:
• традиционные единоборства – существующие очень давно,
сотни лет;
• современные единоборства – возникшие в течение последних
50 – 100 лет либо совсем недавно.
В данном случае деление единоборств на традиционные и
современные, на наш взгляд, не имеет единого основания. Так традиционные
единоборства, как элемент классификации, имеют в качестве основания отношение к
традиции воинских искусств. Классифицируя единоборства по данному основанию,
целесообразно применить дихотомическое деление, выделив соответственно
традиционные и нетрадиционные единоборства. Современные единоборства, как вид,
выделены исходя из основания времени существования. Такое несоответствие
приводит к ошибкам при отнесении конкретного единоборства к тому или иному их
виду. Так айкидо, являясь традиционным единоборством, по указанной классификации
относится к современным единоборствам, т.к. его существование еще не перешагнуло
вековой рубеж (первая официальная школа айкидо была открыта в Японии в 1938
г).Многие авторы отмечают, что корни айкидо уходят в глубокую древность, в недра
традиции кэмпо, а философская база основана на соединении разнородных влияний
эзотерических направлений буддизма и синтоизма. Айкидо есть синтез традиционных
японских боевых искусств будо и, должно быть отнесено к традиционным
единоборствам. Другой пример - Сёриндзи Кэмпо, восходящее к шаолиньской системе,
соединившей в себе религиозную философию с боевым искусством и нравственным
образом жизни. Являясь, вне сомнения, традиционным направлением, Сёриндзи Кэмпо
оформилось и получило свое название в Японии в 1947 году и, следовательно, по
приведенной классификации, также должна быть отнесена к современным
единоборствам. Подобные несоответствия делают указанную классификацию
практически неприменимой.
По сроку существования, на наш взгляд, единоборства следует
разделить на современные и исторические. Под современными единоборствами следует
понимать все виды единоборств, существующие в настоящее время: как те, которые
были созданы в последние десятилетия, так и насчитывающие многовековую историю,
дожившие до наших дней в том или ином виде. Исторические единоборства –
единоборства, не дошедшие до нас в своем первоначальном виде и не представленные
в сегодняшней практике единоборств. Как правило, причиной отказа от практики
какого-либо исторического единоборства или трансформации его в современный вид,
являлась невостребованность сегодняшним днем целей, техники, специальных
навыков, составляющих сущность той или иной школы единоборств. Таковы, например,
кен-дзюцу (искусство фехтования мечом), нин-дзюцу (искусство шпионажа, разведки
и диверсионно-террористических методов), нагината-дзюцу (искусство боя
алебардой) и др. Так, кен-дзюцу, оформившись в виде сформировавшихся школ в
Японии в конце XIV века, имело чисто практическое значение. Целью обучения в
школах кен-дзюцу была подготовка воина, мастера фехтования, способного
противостоять противнику, одетому в доспехи, вооруженному мечом и другими видами
оружия. Техника фехтования строилась с учетом слабых мест доспеха: удары
наносились в открытые части тела противника – в шею, запястья, локтевые сгибы с
внутренней стороны, щиколотки и т.д. Таким образом, кен-дзюцу представляло собой
боевое искусство, служащее практическим целям. Изменение социокультурной
ситуации, распространение огнестрельного оружия приводит к тому, что с середины
XVIII века кен-дзюцу начинает постепенно терять свое прикладное значение и
превращаться из боевой практики в путь духовного и физического воспитания. На
рубеже XIX – XX веков кен-дзюцу окончательно превращается в вид физической
культуры и в 1910 году внедряется в программы физического воспитания в японских
школах в качестве обязательного элемента. Приставка «дзюцу» (техника, приемы),
традиционно обозначающая прикладной аспект боевых единоборств, уступает место
приставке «до» (путь), трактуемой как путь физического и духовного
самосовершенствования. В 1928 году создается Всеяпонская федерация кендо.
Сегодня кендо существует как традиционно-спортивное единоборство, не имеющее
прикладного значения. Таким образом, кен-дзюцу и кендо представляют собой разные
виды единоборств, относящиеся соответственно к историческим и современным
единоборствам и имеющие в основе единую традицию.
http://www.kentavr-club.ru/combats/combats22.html